News

Ввоз в Россию урановых хвостов нарушает международные принципы

Опубликовано: 11/06/2008

Судно с очередной партией опасных токсичных и радиоактивных отходов из Германии — отвальным гексафторидом урана (урановые хвосты) — в ближайшее время войдет в порт Петербурга. Экологи требуют прекратить опасные транспортировки.

"Радиоактивный мусор везут через милионный город мимо жилых домов в районе Автово. Мы требуем прекратить опасные транспортировки и ввоз отходов в страну. Очередную партию отходов привезли накануне Дня России, страна превращается в помойку для индустриально развитых западных стран," — говорит представитель "Беллоны" Рашид Алимов.

В настоящее время судно Schouwenbank с грузом около 1000 тонн отвального гексафторида урана с немецкого предприятия компании Urenco находится у Кронштадта. На пути отходов в Германии уже прошли акции протеста, немецким экологам удалось задержать отправление опасного груза на несколько часов. В морском порту Петербурга контейнеры с гексафторидом урана будут перегружены на железнодорожные платформы и отправлены через всю страну в Новоуральск Свердловской области.

Сегодня напротив метро Автово, недалеко от моста, под которым в ближайшие дни пройдет поезд с отходами, экологи провели акцию протеста.

В протесте участвовали активисты "Беллоны", "Экозащиты" и "Зеленой волны". Экологи раздавали прохожим листовки, несколько активистов одетые атомными монстрами носили большую дымящуюся бочку со знаком "радиационная опасность" (фото с акции доступны по ссылке).

[picture1]"Пикет был согласован, но в начале пикета представители милиции и администрации пытались его прекратить, из-за того, что сами лозунги мы с ними не согласовывали. Особенно их возмутило, что в заявлении о проведении пикета мы не указали, что будем использовать транспаранты, желтую бочку и факелы. Пришлось объяснять им, что по закону мы не обязаны их уведомлять о таких деталях,"— говорит юрист "Беллоны" Ольга Кривонос.

"Россия подписалась под международным документом, требующим предварительного уведомления и консультаций при транспортировках ядерных материалов, в том числе отвального гексафторида урана", — заявил на пресс-конференции в Петербурге эксперт группы "Экозащита", физик-ядерщик Андрей Ожаровский, являющийся также экспертом Комиссии Организации объединенных наций (ООН) по устойчивому развитию.

Требование предварительного уведомления и консультаций, в частности, содержится в документах саммита ООН в Йоханнесбурге 2002 года.

"К сожалению, Правительства Германии, Нидерландов, Франции пренебрегают процедурами предварительного уведомления и консультаций при регулярном осуществлении транспортировку урановых хвостов (обедненного гексафторида урана) в Россию через порт С.-Петербурга", — добавил эколог.

На пресс-конференции в петербургском офисе "Беллоны" журналистам было также представлено издание Экологической Программы ООН (UNEP) с политической рекоммендацией к государствам не строить новых атомных электростанций до решения проблемы радиоактивных отходов.

На сегодня ни в одной стране мира нет расчитанных более чем на 50 лет объектов для хранения или захоронения радиоактивных отходов.

[picture2] Экологи планируют отследить весь путь перемещения урановых “хвостов” от прибытия их в порт до отправки поезда к месту хранения отходов, проводя замеры радиационного фона вблизи контейнеров.

Иностранные «урановые хвосты» отправляются на предприятия в Новоуральск (Свердловская обл), Северск (Томская обл), Ангарск (Иркутская обл), Зеленогорск (Красноярский край). В России, учитывая российские отходы, уже накоплено более 700 тысяч тонн отвального гексафторида урана.

В отчетах Госатомнадзора, в 2004 году преобразованного в отдел Ростехнадзора, за 2003-2006 годы указывается, что хранение контейнеров с урановыми хвостами под открытым небом на территории предприятий в этих городах «не соответствует современным требованиям безопасности».

Ст. 48 Закона РФ об охране окружающей среды запрещает ввоз в Россию радиоактивных отходов (РАО) и ядерных материалов с каким-либо целями. Однако урановые хвосты попадают в Россию под видом сырья для переработки.