News

Правительство РФ: решения о строительстве АЭС в Челябинской области никто не принимал

Rashid Alimov / Bellona

Опубликовано: 27/08/2008

Автор: Виктория Копейкина

26 августа Верховный Суд РФ отказался признать противоречащим действующему законодательству Распоряжение Правительства РФ от 22 февраля 2008 года «О генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года», в которой значится Южно-Уральская АЭС. На суде ответчик заявил, что этот документ - всего лишь прогноз.

В защиту прав и интересов населения одной из наиболее пострадавшей от советской ядерной программы Челябинской области в суде выступили лидеры региональных общественных объединений «За природу» и «Движение за ядерную безопасность» Андрей Талевлин и Наталья Миронова. Экологи заявили, что при утверждении «Генеральной схемы» Правительство России проигнорировало ряд конституционных норм, нарушило несколько законов, и обошло результаты челябинского городского референдума 1991 года, когда почти 76% избирателей сказали «нет» строительству Южно-Уральской Атомной Станции.

В частности, по мнению экологов, правительство проигнорировало нормы Федерального Закона РФ «Об использовании атомной энергии», в котором установлен порядок принятия решений о размещении атомных станций, основанный на принципе «участия граждан, коммерческих и некоммерческих организаций, иных юридических лиц в обсуждении государственной политики, проектов федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации, а также в практической деятельности в области использования атомной энергии».

Однако, как выяснилось в Верховном суде, правительство РФ считает, что решения о строительстве ЮАЭС не существует и в ближайшее время оно принято не будет.

Что такое «решение о строительстве АЭС»?
Законодательством РФ не оговаривается, в какой именно форме должно быть принято решение о строительстве АЭС. Совершенно ясно только одно — по действующему закону «Об использовании атомной энергии», принятому в 1995 году, решение о строительстве и размещении АЭС принимается на федеральном уровне. При этом в «Правилах принятия решений о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения» записано: «Утвержденные или одобренные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы являются одной из форм принятия решений о размещении и сооружении объектов».

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010годы и на перспективу до 2015 года» была принята в 2006 году. В ней ничего не говорилось о Южно-Уральской АЭС. Однако в феврале 2008 года Правительство РФ утвердило «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020г.», в которой она уже появилась. Ее, согласно документу, планируется построить в 140 км от Челябинска. Получается, что корректировка ФЦП – теперь, по сути, формальность. Ведь, как говорится в самой ФЦП: «Перечень и график строительства энергоблоков атомных электростанций могут быть скорректированы в случае принятия дополнительных решений при подготовке генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики на период до 2020года и перспективной схемы развития сетевой инфраструктуры».

Кто платит?
По словам Андрея Талевлина, сейчас трудно оценить значение этого судебного решения, все зависит от дальнейшего развития событий. По заявлению представителя Правительства в суде – средства на работы, связанные с проектированием и строительством Южно-Уральской АЭС, оно не выделяло. Однако в то же время, как об этом активно пишет местная пресса, в области идут проектные работы и исследование будущей площадки. «Наша задача сейчас будет в том, чтобы выяснить источник финансирования этих работ. Вполне возможно, что оно выделяется областным бюджетом под прикрытием каких-либо исследований. Мы также намерены направить запросы в научные институты о содержании проводимых ими работ», — комментирует Талевлин в интервью «Беллоне.ру».

Как выяснилось, представитель Правительства на суде не знал о результатах референдума об АЭС в Челябинское области. На вопрос Талевлина он заявил, что Правительство обязательно будет учитывать мнение населения при принятии решения. Не так давно в области местными социологами был проведен опрос об отношении населения области к АЭС. Итог — 60% против, 20% «за», остальные не определились. Эти данные экологи также приложили к делу. На еще один вопрос Талевлина «Когда вы согласовывали ЮАЭС, вы учитывали мнение населения?», представитель правительства ответил: «Нет, пока мы ничего не учитывали». На все вопросы экологов, почему в отсутствие решения идут проектные работы, представитель правительства сослался на Росэнергоатом.

Атомную гигантоманию не судят
Это не первая попытка экологов умерить пыл атомщиков. В 2002 году Гринпис оспаривал законность другой ФЦП, которая предполагала строительство 60 реакторов. Зеленые требовали признавать недействительным постановления Правительства РФ О внесении изменений и дополнений в федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года» в части пунктов подпрограммы «Безопасность и развитие атомной энергетики».

Этот документ не прошел экологическую экспертизу, которая в то время была обязательна при принятии подобных решений. Экологи также настаивали на утверждении ФЦП Федеральным Собранием. Верховный Суд, а затем и кассационная коллегия сочли доводы Гринпис недостаточными. Речь о том, является ли наличие АЭС в ФЦП «настоящим» решением об их строительстве тогда даже не шла.

Почему экологи против АЭС?
Противников наращивания атомных мощностей в Челябинской области много, потому что регион уже много лет является одной из главных ядерных площадок страны. Он уже в полной мере ощутил на себе опасность, которую несет атомный комплекс.

В 1957 году в Челябинской области произошла одна из крупнейших ядерных катастроф в истории человечества – взрыв емкостей с отработавшим ядерным топливом на производственном объединении (ПО) «Маяк». Это привело к радиоактивному заражению большей части территории Урала, последствия которого ощущаются по сей день.

«АЭС нельзя рассматривать в отрыве от ядерного цикла, а все его прелести в области проявляются очень отчетливо, это и переработка отработавшего ядерного топлива с АЭС и подводных лодок, которая осуществляется на ПО «Маяк» и все другие проблемы. Не решена проблема безопасной утилизации РАО. Мы выступаем за проведение общероссийского референдума об отношении россиян к ядерной энергетике, как это было сделано, например, в Норвегии», — говорит Андрей Талевлин.

Местные СМИ трубят о том, что проект ЮАЭС уже готов, а ее безопасность полностью продумана. «По словам директора по проектированию ФГУП «Атомэнергопроект» Рубена Топчияна, прочность АЭС рассчитана на падение 20-тонного самолета, летящего со скоростью 20 метров в секунду», — пишет Урал-пресс-информ. «Иными словам здесь речь идет о каком-то уж очень маленьком самолете, летящим с удивительно низкой скоростью — 72 км в час», — иронизирует Талевлин.

Этим летом в закрытом городе Снежинске, попасть на территорию которого можно только по пропускам, состоялась даже презентация ЮАЭС. Специалисты Росатома заявили, что проект атомной станции соответствует всем требованиям Международного агентства по атомной энергии. В строительство Южно-Уральской АЭС «Росатом» уже планирует вложить более 268 миллиардов рублей до 2020 года. По прогнозам специалистов, 4 энергоблока будущей станции будут производить 4,6 ГВт энергии (в настоящее время все энергомощности Челябинской области производят 5 ГВт).

Однако, по словам экологов, Челябинская область не нуждается в дополнительных генерирующих мощностях. В регион идут большие потоки энергии из Тюменской области, а та же Троицкая ГРЭС задействована сегодня на 40%. Кому и зачем нужны новые затратные и опасные проекты в области – предстоит еще выяснить.