News

Росрегистрация закрывается: контролировать общественников будет опять Минюст

Foreign NGOs have been dealing with groaning stacks of paperwork to meet the Russian government’s new NGO law on registration requirements.
Photo: Nils Bøhmer/Bellona

Опубликовано: 17/05/2008

Автор: Нина Поправко

Последние изменения в структуре министерств и ведомств, утвержденные новым президентом России Дмитрием Медведевым, могут сказаться на состоянии гражданского общества в стране.

С 1 октября 2008 года упраздняется Федеральная регистрационная служба
(Росрегистрация), в с расширенными полномочиями в отношении общественных и прочих некоммерческих организаций (НКО).

Теперь функции по регистрации НКО, в том числе и иностранных, переходят обратно в ведение Минюста РФ.

Изменения в законодательство, ограничившие деятельность НКО и предоставившие полномочия по их регистрации и контролю Росрегистрации, вступили в силу в апреле 2006 года, несмотря на противодействие общественности и международных экспертов.

«В высших эшелонах власти идет просто передел портфелей и за всем этим, для них Росрегистрация неопределенная структура. Деятельность Росрегистрации направлена на то, чтобы мешать и контролировать НКО, и она с этим справлялась весьма успешно, за исключением ряда случаев», — говорит известный правозащитник Юрий Вдовин.

«Тенденция вряд ли изменится, власть не заинтересована в сильных и независимых НКО. Буду очень рад ошибиться», — добавляет Вдовин.

К 1 октября 2008 года правительству необходимо будет сформировать соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность Минюста и позитивной ли она окажется по отношению к третьему сектору, покажет время.

На сегодняшний день Росрегитрация наделена еще одной функцией — контроль в сфере деятельности адвокатуры, правда, полномочия ограничиваются ведением адвокатских реестров и выдачей адвокатских удостоверений.

Недавно стало известно, что экс-президент Владимир Путин, в последний день пребывания в должности главы государства, направил в Государственную думу законопроект «О внесении изменений в закон об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Законопроект существенно расширяет полномочия государственных органов, которые при необходимости смогут обращаться в суд с иском о прекращении адвокатского статуса.

Однако по действующему законодательству, адвокатские сообщества — саморегулируемые организации и вмешательство государства в их деятельность — недопустимо.

Кроме того, законопроектом предусмотрен допрос адвоката по вопросам, ставшим ему известным при оказании юридической помощи. Хотя, в соответствии со статьей 8 действующего Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», клиенту гарантирована «адвокатская тайна», и адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием

Если адвокатом, будут даны показания в отношении своего клиента, то в силу закона, он уже не сможет осуществлять его защиту, а за отказ от дачи показаний, в отношении адвоката может быть возбуждено уголовное дело в соответствии со ст. 308 УК РФ и на этом основании он также не сможет оказывать клиенту правовую поддержку.

К чему это может привести и как сложится правоприменительная практика данной нормы, догадаться несложно.

Являясь одним из важнейших институтов гражданского общества, и действуя независимо от государства, адвокатское сообщество рискует быть поставленным под контроль государства, что неминуемо приведет к нарушению прав граждан на защиту, гарантированную Конституцией России.