News

Дорога вместо заказника

sos-yuntolovo.spb.ru

Опубликовано: 15/01/2008

Автор: Вера Пономарева

Строительство Западного скоростного диаметра нанесет вред здоровью людей и погубит Юнтоловский заказник, - к такому выводу пришла общественная экологическая экспертиза, проведенная центром ЭКОМ при поддержке «Беллоны» и движения «Сохраним Юнтолово». Активисты, выступающие против строительства, заявляют о давлении со стороны властей.

Западный скоростной диаметр – платная автомагистраль, часть международного коридора Москва-Хельсинки. Согласно планам чиновников, дорога должна пересечь Санкт-Петербург с юга на север.

Магистраль стоимостью 83 млрд рублей объявлена «стратегическим проектом», первым примером государственно-частного партнерства в России и должна быть построена к 2011 году. Половину стоимости возьмет на себя государство, остальное заплатит концессионер, победивший в конкурсе на право строительства и эксплуатации магистрали в течение 30 лет.

Интерес к финансированию проекта проявили Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк и Международная финансовая корпорация.

Несмотря на блестящую презентацию проекта, строительство дороги не вызывает ликования у петербуржцев. 40 тысяч человек высказались против ЗСД, считая, что строительство нарушит их экологические права. По мнению противников проекта, ЗСД нанесет вред здоровью людей и окажет пагубное воздействие на городскую среду, а также хрупкие прибрежные экосистемы Финского залива. Северный участок трассы планируется провести прямо по границе Юнтоловского заказника – уникального болотного угодья, расположенного на северо-западе Петербурга.

Выводы экспертов

Общественная экологическая экспертиза северного участка ЗСД была проведена центром ЭКОМ при поддержке движения «Сохраним Юнтолово» и экологического правозащитного центра «Беллона».

Эксперты пришли к выводу, что реализация проекта ЗСД приведет к ухудшению состояния прибрежной зоны Финского залива, негативно повлияет на функционирование Юнтоловского заказника (трасса пройдет прямо по его буферной зоне). По прогнозам экспертов, нарушение гидрологического баланса при строительстве приведет к высыханию болота. Вслед за этим пострадают растения (одно из которых – восковник болотный – включено в Красную книгу РФ) и животные. Поскольку Юнтоловский заказник служит местом стоянки дл я перелетных птиц на пути в Скандинавию, речь может идти о трансграничном воздействии на природу.

Для сохранения природного комплекса эксперты рекомендовали включить буферную зону в территорию заказника.

«Этот природный комплекс представляет собою наше природное историческое и культурное наследие, которое с моей точки зрения также ценно как Эрмитаж, Александрийский столп на Дворцовой площади или Исаакиевкий собор. Уничтожать его — такое же преступление, как разрушить Зимний дворец», — заявил один из экспертов, известный петербургский орнитолог, доктор биологических наук Георгий Носков на презентации результатов ОЭЭ.

Несмотря на столь серьезное беспокойство, которое вызывает у экспертов судьба заказника, в проектной документации вопрос влияния ЗСД на эту территорию практически не рассматривается: нет данных о том, как измениться гидрологический режим, флора и фауна при строительстве, как повлияет автомобильный шум на гнездование птиц. Полностью отсутствуют какие-либо прогнозы загрязнений в случае аварий на трассе.

Вредное воздействие магистрали непосредственно затронет и людей, чьи дома окажутся в 15-100 метрах от ЗСД. Проект не предполагает расселения этих домов – ограничиваясь лишь стеклопакетами на окнах и шумозащитными экранами вдоль магистрали. Общественная экспертиза посчитала такие меры недостаточными.

В связи с большим количеством недоработок в проекте эксперты порекомендовали проектировщику доработать документацию в соответствии с действующим законодательством и повторно представить ее на государственную экологическую экспертизу. Такая возможность у проекта есть: несмотря на отмену государственной экологической экспертизы с января 2007 года, в некоторых законах эта норма сохранена. Так, согласно части первой статьи 20 закона «О животном мире» экспертизу должны проходить все объекты, которые могут негативно повлиять на животных и их среду обитания.

ЗСД игнорирует граждан

Абсолютная закрытость уже стала визитной карточкой проекта ЗСД.

«Несмотря на то что ЗСД затронет тысячи граждан, проектировщики полностью игнорируют наши обращения. ОАО “ЗСД” не соизволили ответить ни на один наш запрос и в течение нескольких месяцев не предоставляло документацию для экологической экспертизы»,— заявляет Татьяна Скроденис, активист движения “Сохраним Юнтолово”.

Стоит отметить, что ОАО “ЗСД” игнорирует не только простых граждан. «Мы не общаемся с корреспондентами ни по каким вопросам», – заявила “Беллоне.Ру” секретарь замгендиректора ОАО “ЗСД” Семена Супоницкого. При этом в присутствии специалистов ЕБРР и МФК Супоницкий не раз заявлял о полной открытости компании и сетовал на то, что экологи не обращаются в ОАО “ЗСД” со своими запросами.

Значительная часть заключения ОЭЭ состоит в перечислении материалов, которые так и не удалось получить экспертам.

«В общем-то, понятно, почему отсутствовали эти документы – они бы позволили сделать выводы о реальном воздействии строительства на окружающую среду», — прокомментировал сложности с получением запрашиваемых материалов Александр Карпов, директор центра экспертиз “ЭКОМ” агентству “Росбалт”.

По словам Татьяны Скроденис, экологи пытались получить документы через Европейский банк реконструкции и развития, однако эта попытка также не увенчалась успехом.

Неоспоримый аргумент

Активисты «Сохраним Юнтолово» при поддержке «Беллоны» готовы оспаривать проект ЗСД в суде. Заключение ОЭЭ станет одним из главных аргументов.

«Данные общественной экспертизы являются неоспоримым доказательством того, что строительство дороги нанесет непоправимый ущерб заказнику», – комментирует юрист «Беллоны» Ольга Кривонос.

Кроме того, результаты экспертизы будут представлены потенциальным инвесторам проекта. «Мы приложим все усилия для того, чтобы убедить банки в нецелесообразности проекта», – говорит Скроденис.

Убийство активиста

В конце прошлого года у противников ЗСД появились основания опасаться за свою жизнь. 18 декабря после нападения скончался Дмитрий Троян, председатель петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов. Последние два года Троян активно отстаивал права владельцев гаражей в зоне строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД). Коллеги связывают это убийство с деятельностью Трояна.

«Мы сомневаемся в том, что убийство — чистое совпадение. Запугивание активистов и препятствование их деятельности стало в последнее время распространенной практикой», – заявляет Татьяна Скроденис. По ее словам, даже зал для перезентации экспертизы экологам удалось снять с большим трудом – из-за давления администрации района на арендодателей.

«Сохраним Юнтолово» инициировало сбор подписей под обращением к Европейскому банку реконструкции и развития с требованием не рассматривать финансирование проекта до тех пор, пока не будет закончено расследование.

«Мы призываем Банк потребовать от российских властей расследовать убийство Дмитрия Трояна с особой тщательностью, направив по этому поводу официальный запрос в органы прокуратуры и губернатору Санкт-Петербурга. В отсутствии расследования или при его формальном исполнении нападение на Трояна должно рассматриваться как грубое подавление гражданской активности и запугивание противников ЗСД», – говорится в письме.

«ЕБРР надеется, что власти быстро прольют свет на это чрезвычайно тревожное происшествие», – заявил “Беллоне.Ру” глава петербургского офиса банка Бруно Бальванера. От дальнейших комментариев по поводу убийства банк пока воздержался.

В администрации Петербурга событие прокомментировали весьма уклончиво: «Связано ли убийство с деятельностью Дмитрия Трояна – должна решить прокуратура. Мы не можем давать комментарии на этот счет», – пояснила пресс-секретарь Комитета по инвестициям и стратегическому планированию правительства Петербурга Вера Хейфец.