News

Разработчики Штокмана задумались о технологии по улавливанию СО2 на будущем заводе

Shtokman
Anna Kireeva

Опубликовано: 17/02/2009

Автор: Анна Киреева

Очередная встреча представителей «Штокман Девелопмент АГ» с экологическими организациями Мурманской области была посвящена возможности применения установки по улавливанию и хранению углекислого газа при освоении месторождения.

В этот раз компания «Штокман Девелопмент АГ» приехала в Мурманск в расширенном составе и провела ряд встреч и презентаций проекта. По словам исполнительного директора компании Юрия Комарова, в конце прошлого года были приняты все технологические решения и закончено детальное проектирование проекта.

Несмотря на кризис, сроки ввода объектов Штокмановского проекта не переносятся. «Это приоритетный проект для всех стран-участниц консорциума», — рассказал на встрече с экологами заместитель исполнительного директора АО «Штокман Девелопмент АГ» Эрве Мадэо. По его словам, если раньше цены за продукцию и услуги были крайне высоки, то теперь они стали реальнее.

Предполагаемое снижение стоимости проекта могло бы позволить инвестировать дополнительные средства в повышение экологической безопасности и энергоэффективности Штокмановского проекта. «Так, использование системы улавливания и хранения углекислого газа, а также использование возобновляемых источников энергии, позволили бы снизить экологическую нагрузку проекта на хрупкую северную природу», — рассказала координатор энергетических проектов «Беллона-Мурманск» Нина Лесихина.

Встреча компании с экологами проходит уже в третий раз и не является секретной, однако нескольких журналистов, пришедших на мероприятие, на него не пустили. «Я надеюсь на общение в духе обоюдного уважения, — объяснил экологам ситуацию Эрве Мадэо. – Я хочу обсуждать с вами проблемы в свободной манере и без «лишних ушей». Это единственный способ оптимально взаимодействовать».

Улавливание и хранение СО2

«Беллона» призывает Правительство России разработать государственную программу внедрения технологии улавливания и хранения углекислого газа на энергетических объектах, обеспечить финансовый механизм для первых полнофункциональных станций и приступить к реализации демонстрационных проектов.

В своей презентации проекта Эрве Мадэо рассказал о том, что консорциум рассматривает возможность применения технологии улавливания и хранения СО2. «В данный момент мы дорабатываем технические решения», — отметил Мадэо. По его словам, в Штокмановском природном газе очень маленькое содержание СО2 – 0,3 – 0,4% (в то время, как обычно его содержание составляет 5-7%).

Тем не менее, по предварительным данным разработчиков проекта, существующие технологии могут уловить до 59 823 тонн СО2 со Штокмана в год.

«В настоящее время технологии позволяют улавливать СО2 до сжигания топлива, когда происходит изъятие углекислого газа из первичного топлива, на этапе его добычи, и после сжигания. Системы улавливания после сжигания отделяют СО2 от дымовых газов, образующихся в воздухе в результате сжигания первичного топлива, — рассказала Нина Лесихина. — Поэтому даже если природное содержание СО2 в добываемом газе незначительно, выбросы СО2 при его сжигании могут быть огромны. Так в результате производства энергии для реализации первой фазы Штокмановского проекта будет выброшено в атмосферу 3 230 202 тонн СО2».

Но основная проблема заключается в том, что нет возможности хранить уловленный СО2 в подземном пласте. «Если мы придумаем, что делать с уловленным углекислым газом, то на установке будет система улавливания, — отметил Мадэо. – Сейчас мы ищем такой подземный горизонт».

По словам Нины Лесихиной, сегодня уже существуют проработанные технологии закачки улавливаемого углекислого газа как в нефтяные и газовые резервуары, так и соленые водоносные формации. При закачивании парниковых газов в подходящие нефтегазовые месторождения на глубины более 800 метров различные физические и геохимические улавливающие механизмы не позволят ему выйти на поверхность, а даже позволят возобновить дальнейшее производство нефти и газа, оставшегося в резервуарах.

Глубокие соленые водоносные горизонты – формации, имеющие громадный потенциал для хранения, присутствующие в большинстве стран, зачастую находящиеся близко к промышленным источникам CO2, обычно очень велики и потому имеют огромную вместимость для хранения  углекислого газа. «Поэтому Беллона уверена, что Shtokman Development все-таки сможет выбрать способ хранения СО2, и найти соответствующий резервуар», — считает она.

«Улавливание углекислого газа – очень актуальный вопрос, — считает эксперт Баренцевоморского офиса ВВФ Сергей Жаворонкин. – Он связан с изменением климата, особенно в таком чувствительном районе как Арктика. Мы рады, что разработчики проекта уделяют этому аспекту пристальное внимание».

Применение энергоэффективных технологий

В то же время, по словам заместителя исполнительного директора АО «Штокман Девелопмент АГ», основное количество выбросов СО2 предполагается не от природного газа, а от автомобилей и оборудования, которое будет применяться. Так, например, от сжигания одной тонны газа образуется 2,7 тонны СО2, в то время как от сжигания одной тонны дизельного топлива производится выброс 3,2 тонны углекислого газа.

Поэтому, по словам разработчиков проекта, важно максимально увеличить эффективность работы турбины для производства электроэнергии, чтобы уменьшить количество выбросов, а также снизить потребность в электроэнергии за счет применения энергосберегающих технологий.

«На наш взгляд вложение денег в технологии по улавливанию и хранению СО2, а также в энергосбережение является разумным», — рассказал Мадэо.

Источник энергоснабжения

Консорциум уже определился с выбором источника электроснабжения будущего завода по производству сжиженного природного газа. В качестве источника будет использоваться газ, для чего будет построена отдельная подстанция, мощность которой уточняется – приблизительно 500-600 мегаватт.

«Для реализации проекта потребуется 600 МВт энергии, которая будет обеспечена за счет сжигания дорогостоящего газа, добываемого на месторождении, хотя в районе Териберки имеется огромные ветропотенциал», — отметила Лесихина.

По мнению разработчиков проекта, ветер является нестабильным ресурсом, который может быть использован только в качестве дополнительного источника энергии, что потребует не оправданных, по мнению разработчиков, дополнительных инвестиций. Хотя как раз использование «чистой» энергии ветра позволило бы сократить выбросы СО2, к чему так стремится Shtokman Development».

Строительство береговой базы

По словам Юрия Комарова, работы по строительству комплексной береговой базы обеспечения начнутся в 2010 году, после того, как в первом квартале будущего года завершится государственная экспертиза проекта, и будут утверждены объемы инвестиций. Первый газ пойдет по трубе в 2013 году, первый сжиженный газ, произведенный на заводе СПГ в Териберке, – в 2014 году».

АО «Штокман Девелопмент АГ» до сих пор не приняло решение о том, где будет строиться комплексная береговой база обеспечения. Рассматриваются несколько вариантов: в Североморске, в Териберке, в Печенгской губе или Кандалакшском торговом порту. Представители компании «Статойл Гидро» также предлагают в качестве площадки для размещения города Хаммерфест и Киркенес. Существуют предложения также построить базу в Архангельске. «Мы стремимся делать все, чтобы комплексная база обеспечения была построена в Мурманской области», — отметил Комаров.

По его словам, если база будет построена в Североморске, то Минобороны не будет чинить препятствия.

«У Минобороны, Генерального штаба и командования Северного флота есть понимание проблемы, — сказал он. – Тому пример: вывод из запретной зоны поселка Териберка. Но надо понимать, что площадка будет крупной: 25-30 гектаров должно быть отведено под производственную инфраструктуру, 40 гектаров – под трубную базу. Плюс ко всему требуется причальная стенка, хорошая глубина для подхода российских и, заметьте, иностранных судов с большой осадкой, доступ к электрическим сетям и железной дороге», — рассказал он во время пресс-конференции.