News

США решили стать мировым лидером в борьбе с глобальным потеплением

Опубликовано: 13/07/2009

Автор: Джеймс Дитрих

Главная тема последних месяцев в США – обсуждение позиции американцев к борьбе с глобальным изменением климата. Наиболее значимым событием стало заявление президента США Барака Обамы от 28 марта о формировании «Группы экономически ключевых государств по вопросам изменения климата» (MEF), с целью развития диалога между «представителями развитых и развивающих стран».

1 апреля сообщением на веб-сайте недавно учрежденного указом президента Госдепартамента по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии, власти США дали понять, что есть надежда – вследствие переговоров Группы будет «вызвана та политическая воля, необходимая для достижения успехов на Копенгагенской конференции ООН по изменению климата в декабре 2009 года». При этом свою роль в успехе переговоров должна сыграть MEF.

На состоявшейся с 27 по 29 мая в Париже съезде MEF принимали участие дипломаты США, Евросоюза, и КНР. В связи с этим американскими СМИ особое внимание уделялось трем основным сюжетам. 

Во-первых, со стороны «развитых» стран должно последовать предложение взять на себя обязательства по оказанию материальной помощи «развивающимся» странам, при условии сокращения последними выбросов двуокиси углерода. Во-вторых, рассматривалось предложение об оплате странами-участниками не только текущих газовых выбросов, но и выброшенных в прошлом газов (любопытно, что это предложение поступило от Мексики). В-третьих, американцы заверили, что взятые ими ограничения на выбросы углерода представляют собой радикальную для США меру.

После переговоров в ответ на возможную критику представители администрации Обамы поспешили рассматривать создание MEF, как начало новой эры в экологической политике страны. Это заявление прозвучало особенно отчетливо в речи Джона Подесты – директора либерального мозгового треста «Центра Американского Прогресса» и одновременно советника президента США, перед членами эссенского Института Изучения Высших Гуманитарных Наук.

– С историческим избранием президента Обамы, – заявил он, – с избранием его единомышленников по вопросу изменения климата в обе палаты Конгресса, с учетом роста осознания климатической проблемы всем американским народом, США меняют свою позицию. Теперь мы готовы стать лидером в процессе решения проблем глобального изменения климата на планете. 

21 мая Комитет по электроэнергии и коммерции нижней палаты Конгресса США сделал первые шаги в этом направлении, предварительно одобрив законодательство о предотвращении изменении климата внутри страны. Журналисты газеты «Нью-Йорк Таймс» утверждают, что так называемый «Закон о чистом энергопроизводстве и энергобезопасности» представляет собой «самое всестороннее законодательство о вопросах изменении климата и глобального потепления, из когда-нибудь обсуждавшихся конгрессом США». Предлагаемый Закон, с помощью которого был бы создан самый масштабный углеродный рынок в мире, включает в себя несколько целостных показателей по сокращению выбросов двуокиси углерода. 

Однако, ссылаясь на независимые отчеты, группа известных американских экологических НГО, в том числе и Гринпис, выразила опасение, что законодательство подстраивается под интересы крупных корпораций и даже может привести к временному увеличению вредных выбросов. 

При этом английский журнал «The Economist» написал, что предлагаемый Закон может не соответствовать целям, указанным в речах президента Обамы, а также заявлениям на форумах MEF и ООН. По-видимому, сторонникам Закона предстоит длительная работа по его усовершенствованию и окончательному принятию.

И все-таки, можно сказать с полной уверенностью, что американская экологическая политика претерпела изменения, хотя бы в отношении международного сообщества. Напоминаем, что при бывшем президенте США Джордже Буше Америка отказалась присоединиться к Киотскому протоколу. Администрация Буша также воротила нос от многосторонних договоров по сокращению выбросов двуокиси углерода. Поэтому, хотя идея создания нынешней MEF и берет начало в одной из программ, сформированной еще при Буше, инициатива нового президента отличается от нее кардинальным образом. 

Как пишет журналист газеты «Нью-Йорк Таймс» Эндрю Ревкин в статье от 28 мая, попытки Буша вовлечь другие страны в собственные программы по решению изменении климата воспринимались как подрыв действующих международных договоров, подвергаясь резкой критике со стороны подписавших Киотские соглашения государств. Новый президент США внесением собственных проектов, подобных MEF, демонстрирует готовность работать в рамках уже существующих международных правовых структурах.