News

Что за фрукт — БИО-продукт?

Опубликовано: 21/01/2009

Последнее время, покупая продукты и всевозможные товары в магазинах, мы постоянно сталкиваемся с различными знаками, надписями, логотипами. Например, такими, как «ЭКО», «БИО», «Натуральный продукт», «organic» и так далее...

Такое изобилие значков, декларирующих натуральность, экологичность и безопасность товара в России появилось, конечно же, по примеру Запада. Именно там около 40 лет назад зародилось движение за «органический» образ жизни, отвергаю­щий урбанизацию и индустриализацию.

Частью этой идеологии было органическое земледелие, а выращенные в коммунах овощи и фрукты продавались в спе­циальных магазинчиках «здо­ровой еды». Сейчас в Европе больше 120 тысяч фермерских хозяйств, занимающихся органическим земледелием и живот­новодством. В Дании на долю «био» приходится четверть объема продаж молока. Объем розничного товарооборота органик продукции в США выросла с 1 млрд. долларов в 1990 году до 7,8 млрд. долларов в 2000. Площадь «сертифицированных органик» земель выросла со 160 тыс. Га в 1992 году до 550 тыс. Га в 1999. В настоящее время в США покупатели тратят на биопродукцию около 22 млрд. долларов в год.

Какими же свойствами обладает БИО/ЭКО/Organic продукция?

bodytextimage_blauengel.jpg

Нанесение на пищевые продукты надписи «Экологически чистый» не допускается. 
Наименование продукта, сформированное в соответствии с вышеизложенными требованиями, может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, фантазийным наименованием, наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака)» (ГОСТ Р 51074—2003, «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», п. 3.5.1.5, 3.5.1.6)
Таким образом, получается, что действительно запрещено только нанесение надписи «экологически чистый продукт». Любая другая информация должна быть подтверждена, но не указано, кем именно. 

Некоторые компании доходят до того, что даже не утруждаются подтверждением качества своего продукта в сторонней независимой организации. Они просто создают комиссию у себя на предприятии и сами выписывают себе все подтверждающие документы. Так и появляются у нас в России система «органик-контроль», «натуральные БИО продукты» и т.п. 

В данный момент в России нет четкого понимания, что же такое ЭКО или БИО ни у потребителя, ни у производителя, ни у правительства. У нас не существует единых критериев для определения экологически безопасной продукции. Вместо этого существует десяток организаций, занимающихся добровольной экологической сертификацией по своим собственным критериям и процедуре, не имеющей ничего общего с международными требованиями (особенно в части независимости сертификации и прозрачности критериев). 

Полезные советы

Что же делать в сложившейся ситуации? Какой информации можно доверять? Сложно дать какие-то конкретные ориентиры, приведем лишь некоторые советы:

  • Сравните, совпадает ли состав продукции с теми свойствами, которые декларируются в надписи на упаковке. Например: если заявлено, что продукция БИО, состав ее должен быть максимально натуральным.
  • Если на упаковке продукции размещен какой-либо знак или логотип, подтверждающий высокое качество товара, постарайтесь найти его в интернете и посмотреть, что конкретно он означает, какая организация его выдает и на каком основании.
  • Внимательно изучайте состав продукта, указанный на этикете! Особое внимание обращайте на наличие искусственных добавок – красителей, ароматизаторов, консервантов. 
  • Задавайте больше вопросов производителям продукции по электронной почте, телефону.
Наталья Галечьян, Юлия Грачева
Санкт-Петербургский Экологический союз.

Мнение эксперта:  

Для того, чтобы российский рынок экопродукции стал более организованным, понятным, похожим на европейский, необходима разработка единых государственных стандартов (технического регламента), правовое ограничение самодеклараций, а также государственное признание органов по экологической сертификации.

А пока будем покупать в магазинах продукты и гадать: экологичны они или нет, полезны ли для нашего здоровья, правдивы ли надписи на этикетках. Полагаться же приходиться только на свою интуицию и на личный опыт. К сожалению, у компаний, которые на «каждом углу кричат о своем качестве и экологичности», никак не меняя и не улучшая при этом саму продукцию, руки сегодня развязаны. Но чего они в конечном итоге добьются?
 
Потребитель уже сегодня настроен скептически. Порой надпись БИО. ли ЭКО вызывает скорее негативную реакцию, потому что доверия к ним давно уже нет
Что же получает компания-производитель, нанеся на свою продукцию самолично придуманную надпись? Она теряет доверие и, соответственно, своего покупателя. К новым надписям на упаковке ее продукции теперь будут относиться как к очередной рекламной уловке и не более. И даже если она подтвердит свое улучшенное качество в независимой компании, ей придется потратить огромные средства на рекламу, чтобы донести до потребителя эту информацию и восстановить свою репутацию. 

Может все-таки дешевле обратиться за профессиональной оценкой и получить независимое подтверждение качества своей продукции у органов по сертификации?…

Семен Гордышевский,  
председатель правления 
СПб Экологического союза