News

Урановые хвосты проездом в Петербурге

Состав с урановыми хвостами в порту Санкт-Петербурга. Фотографии сделаны 3 сентября 2009 года на причале 41 порта Санкт-Петербурга.

Опубликовано: 03/09/2009

В ближайшие часы через Санкт-Петербург будет осуществлена транспортировка очередной партии урановых «хвостов» (обедненного урана). Это, возможно, последняя партия, которая будет ввезена на территорию России по договору с компанией Urenco.

Начиная с 1996 года, западно-европейские компании Urenco и Eurodif отправляют обедненные урановые хвосты в Россию на дообогащение. По данным Росатома, в настоящее время в России накоплено около 500 000 тонн обедненного урана (UF6). По другим подсчетам, российские запасы уже сейчас превышают 700 000 тонн.

Обедненный гексафторид урана (т.е. UF6 с низким содержанием U-235 (0,2%-0.35%)) – продукт процесса обогащения природного урана. UF6 – это кристаллизованное твердое вещество, которое при температуре +56,7 градуса переходит в газообразную форму. UF6 отличается высокой способностью к вступлению в реакции. При реакции с водой (влажным воздухом) возникает высоко-коррозийная гидрофторидная кислота и высокотоксичные фторид уранила. В случае утечки UF6 гидрофторидная кислота может вызвать ожоги и повреждения легких. Кроме этого UF6 как токсичное вещество оказывает воздействие на почки и является источником радиации (альфа-излучения).

Росатом утверждает, что обедненный уран является ресурсом и он может быть использован для дообогащения. Это мнение расходится, например, с решением Комиссии по ядерному регулированию США, которая считает обедненный уран отходами.

Экологи, в том числе и Беллона, также считают обедненный уран (UF6) отходами и полагают, что Росатом, ввозя урановые «хвосты» на территорию России нарушает закон «Об охране окружающей среды».

В марте 2009 года на конференции «Зеленое движение России и экологические вызовы», более 100 экологических организаций страны приняли резолюцию в которой выступили против ввоза в Россию урановых «хвостов»: «необходимо немедленно прекратить ввоз отвального гексафторида из-за рубежа, а также установить мораторий на подписание новых контрактов, включающих в себя ввоз этого вещества в Россию».

Жители регионов, через которые происходит транспортировка урановых хвостов, также неоднократно заявляли о своем беспокойстве в связи перевозкой опасных отходов близ жилых зон. Акции протеста проходят по всему пути следования поезда с опасным грузом. «Транспортировка гексафторида урана через такие населенные пункты как Санкт-Петербург является потенциально опасной операцией и подвергает жителей неоправданному риску» – считает председатель Экологического правозащитного центра «Беллона», Александр Никитин.

«К сожалению, вопросы ядерной энегетики и расщепляющихся материалов находятся в исключительной компетенции федеральных органов государственной власти» – рассказывает Нина Поправко, юрист Санкт-Петербургской «Беллоны», «поэтому общественность лишена возможности провести референдум по вопросу транспортировки подобных грузов, который бы запрещал Росатому провозить гексафторид урана или другие радиационно-опасные грузы вблизи жилищ».

Общественную кампанию против ввоза отвального гексафторида в Россию в Петербурге проводит экологическая организация «Экоперестройка». Активисты организации, в сотрудничестве с экологами из Германии, Франции и Нидерландов, отслеживают прибытие в Петербург опасных грузов, и осуществляют радиационный мониторинг транспортировки в Петербурге.

Пикет «Экоперестройки», намеченный на пятницу 4 сентября, был запрещен властями. Экологи из «Экоперестройки» обратились в суд, и сумели добиться ускоренного рассмотрения их иска. Сегодня, в четверг, состоялось судебное заседание, причем суд отказался заслушать свидетеля заявителей, депутата муниципального образования Автово. Новое судебное заседание назначено на полдень пятницы. Независимо от исхода судебного заседания, пикет состоится в пятницу, 4 сентября, в 15:00 в районе ст. метро Автово.


В апреле 2009 директор департамента по работе с регионами и общественными организациями Госкорпорации «Росатом» Игорь Конышев заявил, что уже в этом году планируется вывести трафик ОГФУ из Санкт-Петербурга в новый порт в Усть-Луге. По словам Конышева, последняя партия урановых хвостов прибудет в Россию осенью 2010 года. Ранее Росатом обещал, что эти транспортировки прекратятся в 2008-2009 году.

«Беллона» направляет собственный запрос в Росатом. Мы просим ответа на следующие вопросы:

  • каковы сроки действия заключенных договоров по ввозу на территорию РФ обедненного гексафторида урана;
  • какие объемы ОГФУ будут ввезены в Россию до окончания действия этих договоров;
  • на какой месяц запланирована последняя транспортировка «урановых хвостов» из-за рубежа.