News

Германия отложила перевозку ядерных отходов на «Маяк» до получения результатов проверки безопасности

Опубликовано: 10/12/2010

Плот с ядерными отходами из Германии, предназначенный для перевозки их на российский химический комбинат «Маяк», сел на мель из-за того, что немецкие законодатели получили материал от уральских экологических активистов о плачевном состоянии окружающей среды района, где находится этот комбинат.

Амбивалентность немецких чиновников в вопросе экспорта отходов ядерного топлива, которое изначально было импортировано из Советского Союза, может бросить тень на американо-российский план сотрудничества с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) под названием «Глобальная инициатива по сокращению угрозы».

Согласно этому плану высокообогащенный уран, произведённый в России, должен быть репатриирован в Россию из 17 стран – от Польши до Вьетнама. В рамках Глобальной инициативы по уменьшению угрозы Германия возвратила отработавшее топливо в Россию в декабре 2006 года. Среди других стран данного соглашения – Болгария, Китай, Северная Корея, Египет, Венгрия, Казахстан, Латвия, Ливия и Югославия.

Но немецкие власти оказались первыми, поставившими под сомнение безопасность репатриации топлива в страну, у которой очевидно имеется множество проблем с ядерной безопасностью – даже с учётом плана, одобренного США и МАГАТЭ.

Рвение немецких чиновников избавиться от отходов было встречено громогласным экологическим протестом в течение всего ноября и заставило их потребовать доказательства того, что «Маяк» действительно является безопасным местом для обращения с радиоактивным материалом. В частности, именно такая позиция властей была озвучена статс-секретарем Министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности ФРГ Юргеном Беккером на встрече с представителями «Беллоны», WWF, Гринписа и «Зеленого мира» во время проведения Тигриного форума в Санкт-Петербурге.

 

«Ключевой фактор для нас – это, естественно, безопасность хранения, и мы хотим проверить это, изучив ситуацию на месте», – заместитель пресс-секретаря правительства Кристоф Стигманс сказал немецким защитникам окружающей среды. Представительница Немецкого Министерства охраны окружающей среды также подтвердила, что министерство во главе с Норбертом Ротгеном не будет принимать решение об экспорте ядерных отходов до того, как вопросы, касающиеся безопасности на «Маяке» будут тщательно рассмотрены и оценены.

В то же время, Михаил Юревич, губернатор Челябинской области, где расположен «Маяк», в конце ноября вовсю трубил о безопасности на объекте и заявил, что он полностью готов принять немецкие отходы.

Но в Министерстве окружающей среды Германии с сомнением отнеслись к такому заявлению и создали комиссию с привлечением технических консультантов – Gesellschaft für Anlagen- und Reaktorsicherheit (GRS), для проверки этого вопроса.

Кроме того, администраторы всех немецких портов, готовых для отгрузки ядерного топлива, заявили, что они не позволят этому грузу пройти.

Ядерные отходы

Речь идет о желании Саксонии вернуть в Россию топливные элементы, которые были использованы в работе экспериментального реактора в Россендорфе в бывшей Восточной Германии. Топливные элементы были первоначально поставлены из СССР и в настоящее время хранятся на площадке временного хранения в Ахаусе, земля Северный Рейн-Вестфалия.

Транспортировка планировалась в рамках международного соглашения 2004 года, в соответствии с которым ядерное топливо из Советского Союза, импортированное для использования в зарубежных экспериментальных реакторах, должно быть возвращено в Россию.

Цель возвращения – избежать распространения ядерного оружейного материала, поскольку экспериментальные реакторы, как правило, не обладают достаточным уровнем защиты и работают на высокообогащенном уране. 23 сентября Федеральное ведомство по радиационной защите Германии выделило специальный транспорт, который запрашивала Саксония. Однако лицензия на экспорт пока не выдавалась.

Представитель МИД Германии сообщил экологическим активистам, что соглашение 2004 года под названием «Программа возвращения российского ядерного топлива для экспериментальных реакторов» не накладывает обязательств на Германию для транспортировки отработавшего ядерного топлива в Россию.

 

Сомнения по поводу репатриации топлива были с самого начала

Хотя должностные лица США и приветствовали Глобальную инициативу по уменьшению ядерной угрозы с распростертыми объятиями, некоторые известные экологи и ученые в России и США выразили свои сомнения по этому поводу ещё на самой ранней стадии.

Алексей Яблоков, экологический советник президента Бориса Ельцина, и глава московского Центра экологической политики России увидел больше политики, нежели рациональности в этом соглашении: «В принципе, это очень хорошая идея, чтобы собрать все отработанное ядерное топливо, которое было распространено по всему миру, но это, к сожалению, невозможно реализовать», – сообщил Яблоков в интервью.

«Огромное количество ядерного топлива будет оставаться в реакторах в разных точках мира, атомные электростанции в различных странах будут по-прежнему мощным источником ядерного оружейного материала», – сказал он.

В США Эдвин Лайман, старший научный сотрудник программы по глобальной безопасности в союзе учёных (Union of Concerned Scientists) в Вашингтоне, считает, что возвращение всего топлива обратно в Россию «немного парадоксально, учитывая все предупреждения о быстром росте количества ядерного материала в России».

Сомнения немцев и возможные махинации

В конце ноября, конференция министров внутренних дел земель Германии приняла решение о том, что они «выступают против транспортировки ядерных материалов в страну с низким уровнем безопасности».

В течение следующей недели мнение министра окружающей среды Германии Норберта Ретгена радикально изменилось. Если ранее он объявил, что был уверен в высоком уровне безопасности места хранения ядерных отходов в России, то потом подтвердил, что разрешение на транспортировку груза может быть дано только после положительной оценки ситуации на «Маяке» с участием немецких экспертов. Это решение задержало отгрузку, как минимум, на несколько недель.

Тем не менее, анонимный источник немецкого правительства рассказал экологической группе «Экозащита!», что различные чиновники обсуждали возможность транспортировки отходов через французский порт, если они не смогут договориться с немецким портом, который отказался заниматься погрузкой радиоактивных отходов. Этот же источник назвал возможную дату отгрузки отходов – 15 декабря.

«Давление на [Федеральные] власти очень высоко, и поэтому, вероятно, решение будет принято в максимально короткие сроки – либо начать [отгрузку] в ближайшее время, либо полностью прекратить отгрузку», – сообщил источник «Экозащите!».