News

Катастрофа может повториться. Что делать

фото: Алексей Витвицкий

Опубликовано: 19/08/2010

Автор: Борис Вишневский

Лесные пожары в 2010 году стали подлинной катастрофой для страны. По самым скромным оценкам (при этом есть основания полагать, что официальная информация, которую предоставляет МЧС, серьезно занижена), погибли более 50 человек. Уничтожены более 1200 домов, полностью или частично уничтожены огнем 127 населенных пунктов, общая площадь пожаров в начале августа достигала 500 тысяч гектаров, экономический ущерб исчисляется примерно в 6.5 миллиардов рублей (данные Минрегиона). В семи регионах – Владимирской, Воронежской, Московской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в республиках Мордовия и Марий Эл, – был введен режим чрезвычайной ситуации. Что делать?

Пожары – под грифом «секретно»?

Сейчас, с наступлением долгожданного похолодания, площадь природных пожаров резко сократилась – до 50-60 тысяч гектаров, но в целом ряде регионов ситуация остается опасной. А еще опаснее то, что власти скрывают информацию о пожарах в лесах, загрязненных радиацией после аварии в Чернобыле, в частности – в Брянской области.

13 августа был закрыт сайт Рослесозащиты, на котором было размещено сообщение о пожарах в зараженных лесах. Как выяснилось, что это произошло сразу после того, как глава МЧС Сергей Шойгу на селекторном совещании поинтересовался у представителя Рослесхоза, кто распространяет информацию о радиационных пожарах. Вряд ли это совпадение случайно.

Почему скрывается информация, которая в соответствии с Конституцией, не может засекречиваться или быть «для служебного пользования», поскольку она касается состояния окружающей среды? Причина, по мнению экологов, проста: власти боятся ответственности за бездействие и фактическое разрушение системы лесного хозяйства, ставшее одной из главных причин столь тяжелого развития событий.

Причины пожаров – человеческие ошибки

Массовые пожары начались в России в середине июля – после беспрецедентно длительного сухого и жаркого периода. Конечно, одна из причин – независящая от властей: аномальная жара привела к высыханию растительности, в результате лесной пожар мог возникнуть от самого небольшого источника огня, а также легко перерасти в разрушительный верховой пожар, который охватывает деревья целиком и движется со скоростью до 30 км/ч. Но эта причина – далеко не единственная.

Вторая причина – масштабное осушение болот, которое еще в 20-е годы проводилось в стране целью добычи торфа, как более доступного в то время топлива по сравнению с нефтью, газом и углем. После того, как большинство торфопредприятий развалилось, торфразработки оказались фактически бесхозными, и крайне пожароопасными.

Тушение торфяных пожаров традиционными средствами невозможно – заливать их водой бессмысленно. Сухой торф становится гидрофобным, что вызывает сложности при тушении огня водой: вода при пожаротушении просачивается мимо торфа в глубину. В глубокие полости, выгоревшие в торфянниках, могут проваливаться люди и техника. Премьер Путин срочно поддержал Федеральную целевую программу по обводнению торфяников в Подмосковье, на которую планируется затратить из федерального бюджета 4,5 млрд. рублей. А простой и дешевый метод экстренного тушения лесных пожаров и торфяников без воды, разработанный пермским ученым Владимиром Сретенским, МЧС применять не желает. Видимо, куда выгоднее требовать все новые и новые миллиарды на героическую борьбу с огнем, раздувать штаты и покупать все новые и новые дорогостоящие иномарки для начальства.

Наконец, третья причина: упомянутый развал системы лесного хозяйства, слабая работа государственной лесной охраны, фактическая бесхозность больших участков леса.

Лес остался без охраны

В 2000 году был ликвидирован Госкомитет по охране окружающей среды и трансформирована федеральная служба лесного хозяйства. В 2004 году 40 тысяч лесников лишили права составлять протоколы о незаконных порубках и других нарушениях, а в 2006 году был принят новый Лесной кодекс, окончательно уничтоживший лесхозы и всю государственную лесную охрану.

До 2007 года за пожарную безопасность в лесах отвечала Гослесохрана (в штате которой было примерно 70 тысяч лесников-обходчиков), а также около ста тридцати тысяч других работников лесного хозяйства. Лесничие регулярно патрулировали территорию и либо оперативно тушили пожар, либо успевали оградить от огня населенный пункт.

С принятием в 2006 году нового Лесного кодекса (вступил в силу в 2007 году) Гослесохрану упразднили, а ее функции распределили между региональными властями и частными арендаторами. Теперь лес от пожаров охраняет около 12 тысяч человек, но это в основном не лесники, а чиновники, которые заняты в основном бумажной работой. Обязанности по охране лесов перешли к владельцам и арендаторам – которые далеко не всегда могут или хотят охранять лес. Была отменена обязательность государственной экологической экспертизы проектной документации, связанной с использованием лесов, и обязательность проведения по этому вопросу общественных слушаний. Кодекс существенно облегчил получение прав на заготовку древесины, застройку, прокладку различных коммуникаций, создание развлекательной инфраструктуры в защитных лесах (и в первую очередь в зеленых зонах населенных пунктов). И вполне логично, что следствием его принятия стала настоящая вакханалия в лесном хозяйстве, резкое увеличение числа нелегальных вырубок, и ухудшение пожарного состояния лесосек. Начали вырубаться водозащитные и лесозащитные леса – в целях получения прибылей и коммерческой застройки. Ну, а масштабы лесовосстановления оказались мизерными. Как и бюджетные средства, выделяемые на восстановление лесов.

Последствия еще впереди

Большую часть пожаров удалось потушить – хотя, по данным МЧС и экологов, они еще продолжаются в Московской, Рязанской, Владимирской, Ивановской, Нижегородской областях, республике Марий Эл и Чувашии. При этом с лесными пожарами, видимо, удастся справиться благодаря дождям и похолоданию, а ситуация с торфяными пожарами еще долго будет оставаться напряженной. Дождей, которые ожидаются слабыми или умеренными, не хватит, чтобы затушить действующие в глубине осушенных торфяников очаги тления, и если конец августа и сентябрь будут сухими и не очень холодными, торф будет гореть и дымить как минимум до октября.

Что касается экологических последствий пожаров, то они будут ощущаться еще длительное время. В Москве в летние дни максимальная концентрация угарного газа в воздухе превышала допустимую норму в 3,6 раз, содержание взвешенных частиц – в 2,8 раза, специфических углеводородов – в 1,5 раза. При этом наиболее опасны для здоровья человека взвешенные частицы размером в 10 мкм, которые не выводятся из организма и оказывают негативное влияние на здоровье и продолжительность жизни.

По данным главы Департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского на 9 августа 2010, смертность в Москве достигла уровня примерно 700 человек в день, тогда как в обычные дни она составляет 360–380 человек в день. Вызовы «скорой помощи» увеличились до 10 тысяч в день (в обычные дни – 7,5–8,0 тысяч). Общее число госпитализаций увеличилось на 10 %, госпитализаций детей – на 17 %. Основные поводы обращений – сердечно-сосудистые патологии, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, проблемы с лёгкими. В свою очередь, по данным исследованиям в Чите лаборатории экологии НИИ медицины труда и экологии, в период лесных пожаров в Чите возросла обращаемость за скорой медицинской помощью в 3-4 раза и смертность – в 10-13 раз.

Поскольку пожары, особенно длительные, значительно изменяют состав воздушной среды, они наносят существенный вред для здоровья людей, а именно для органов дыхания и для системы кровообращения.

Американская ассоциация кардиологов (American Heart Association) в 2010 году опубликовала научное заявление о том, что существует связь между загрязнением воздуха мелкими частицами, в основном имеющими размер 2,5 микрона и меньше, и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В заключении заявления утверждается, что имеется слабая, но достоверная связь между краткосрочным загрязнением воздуха (имеются в виду микроскопические частицы, то есть дым) и преждевременной смертностью; что есть серьёзные доказательства связи загрязнения воздуха и развития ишемической болезни сердца; что есть небольшие, но постепенно подкрепляемые доказательства связи между загрязнением воздуха и параличом сердца, а также ишемическим инсультом. Основными источниками этих частиц, загрязняющих воздух, согласно заявлению ассоциации, являются выбросы от сжигания ископаемого топлива промышленностью, транспортом и электростанциями, сжигание биомассы, отопление и приготовление пищи на огне, а также лесные пожары.

Что делать?

Эксперты «Беллоны» считают, что для изменения положения дел и недопущения подобных катастроф в будущем, нужно воссоздать в России действенную государственную лесную охрану, единственной обязанностью которой была бы охрана лесов. Федеральный бюджет должен тратить на лесную охрану значительную сумму, иначе финансовые потери, вызванные пожарами и незаконными рубками, будут значительно больше.

Также специалисты полагают, что необходимо воссоздать единую систему авиационной охраны лесов и тушения крупных лесных пожаров (аналога бывшего ФГУ «Авиалесоохрана»), в том числе для обеспечения быстрой переброски квалифицированных сил и техники из малогорящих регионов в сильно горящие. В противном случае, в ближайший жаркий и сухой год ситуация лета 2010 года неизбежно повторится.