News

«Атомфлот» готовит к утилизации ледоколы и плавбазы

Опубликовано: 25/06/2010

Автор: Алексей Павлов

Полностью готов к утилизации атомоход «Сибирь». С ледокола убраны радиоактивные отходы и ядерное топливо, проведена герметизация днища. На очереди следующий устаревший ледокол — «Арктика» и плавбазы «Лотта», «Лепсе» и «Володарский».

Каждый атомный ледокол имеет определенный срок эксплуатации. Бесконечное продление ресурса механизмов ледокола невозможно, так как со временем начинает нарастать количество сбоев и отказов техники. Первым был выведен из эксплуатации ледокол «Ленин». Теперь он стал музеем.

А вот продолжателей его дела порежут на иголки. Сначала под нож пойдет не менее знаменитый ледокол «Сибирь». Он ломал льды Ледовитого океана долгие 15 лет — с 1977 по 1992 год, и уже 18 лет ждет утилизации — по извечной причине отсутствия денег на эту затратную процедуру.

Деньги появились после вхождения «Атомфлота» в состав «Росатома». В итоге, на «Сибири» уже нет радиоактивных отходов и ядерного топлива. Остались только заглушенные реакторы, потому что их можно демонтировать только при утилизации. Корабль так же прошел доковый ремонт, во время которого были заварены все отверстия, что бы он мог безопасно пребывать в отстое.

«Сибирь» сейчас в полностью безопасном состоянии, потому что выгружены все радиоактивные среды, — сообщил журналистам заместитель главного инженера «Атомфлота» Олег Богородский. — Но решение об утилизации пока не принято. Это государственная собственность и когда собственник решит, сначала начнется разработка проекта утилизации, и только потом ледокол отправиться на завод для разделки.

Сначала Росатом заявлял, что «Сибирь» начнут резать в 2011 году. Но, по всей видимости, утилизация начнется после 2015 года. Возможно в рамках следующей федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период после 2015 года». Но пока этот документ не принят, и даже не ясно, когда это произойдет.

А вот действующая подобная программа предусматривает в срок до 2015 года разработку проекта утилизации ледоколов и судов технологического обслуживания, а так же создание необходимой инфраструктуры, стоимостью 500 миллионов рублей. Суда обслуживания — это плавучие хранилища отработавшего ядерного топлива «Лотта» и «Лепсе», а также судно «Володарский» с радиоактивными отходами. Сейчас идет активное освобождение хранилища «Лотты» от опасной начинки.

— Мы в месяц по 2-3 контейнера с «Лотты» передаем в береговое хранилище. Закончить планируем до конца 2011 года, но на самом деле не всё получается, так как хочется, — сообщил начальник управления спец. производства «Атомфлота» Андрей Абрамов. — Наша узкая точка — это портовый кран, который не справляется один. Почему сейчас активно занимаемся доставкой второго. А с финансированием по топливу проблем нет. Предприятие получает субсидии, в том числе и на такие виды работ.

Таким образом, пока неизвестно, когда начнется утилизация «Лотты». Вообще то, в планах было написано — завершить разрезку всех трех плавучих баз до 2015 года. Но, по словам Андрея Абрамова, пока деньги есть только на разработку проектов утилизации. Правда с одним исключением — плавбаза «Лепсе» ждет начала международного проекта утилизации. Сейчас она стоит у нового отстойного причала — напротив «Сибири».

«Атомфлот» планирует убрать с судна радиоактивные отходы и провести дезактивацию, что бы во время выгрузки отработавшего ядерного топлива и утилизации «Лепсе» не допустить дополнительного облучения персонала. Недавно плавбазе залатали днище, продлив ресурс плавучести на 10 лет. Тем самым «Атомфлот» решил перестраховаться на случай продления срока утилизации. Хотя, возможно и зря — недавно у проекта появился международный консультант и до конца года будут заключены контракты с исполнителем работ — заводом «Нерпа».

— Уже есть подтверждения того, что работы действительно начнутся. «Атомфлот в скором времени планирует начать подготовительные работы — сообщил координатор ядерных проектов экологической организации Беллона-Мурманск Андрей Пономаренко.