News

«Атомфлот» ждёт «Роситу». А новых ледоколов ещё долго не будет

Renseanlegget bygges i bygningen til vestre ved Atomflot nord for Murmansk.
Foto: Aleksandr Raube

Опубликовано: 02/03/2011

Автор: Алексей Павлов

Скоро в Мурманск прибудет новое судно, предназначенное для перевозок контейнеров с отработавшим ядерным топливом и радиационно-опасными отходами любого типа. Оно построено в Италии.

Судно «Росита» проектировалось как универсальный перевозчик контейнеров с отработавшим ядерным топливом и радиационно-опасными отходами любого типа, вплоть до выемной части реактора подводной лодки класса «Альфа». Судно имеет два изолированных грузовых трюма общей вместимостью 720 тонн. Они оборудованы специальной системой вентиляции для поддержания необходимой температуры. Длина судна — 76метров, ширина — 14, грузоподъемность — 1700 тонн, а максимальная осадка — всего 4 метра. Два дизельных двигателя и два винта обеспечивают «Росите» приличную скорость в 12 узлов.

— Судно, конечно, специализированное, но там нет каких-то особенностей или технологий, которых мы до этого времени не знали. Система управления создана на современном уровне, специально установлены два винта, поэтому судно будет надежным, — сообщил одному из мурманских СМИ генеральный директор «Атомфлота» Вячеслав Рукша. — Я думаю, что оно оправдает наши ожидания и те задачи, которые будут перед ним поставлены.

Судя по возможным маршрутам перевозок, задачи у «Роситы» далеко не простые. Это заходы в поселок Гремиха, губу Андреева, губу Сайду, Мурманск, Северодвинск и другие прибрежные объекты, связанные с хранением, переработкой или разгрузкой отработавшего ядерного топлива. По словам гендиректора «Атомфлота», главной всё-таки будет работа с 2 объектами.

— Это то, о чем долго говорим, но к реальным делам ещё не приступили. Во- первых, освобождение плавбазы «Лепсе» от отработавшего ядерного топлива, и, во вторых — губа Андреева, в которой необходимо топливо выгрузить из баков и отправить на спецкомбинат Маяк. В этом отношении «Росита» будет судном, обеспечивающим перевозку по новой, сверхбезопасной технологии.

Стоимость строительства такого корабля — 75 миллионов евро. Финансировало его правительство Италии в рамках крупного международного проекта по вывозу отработавшего ядерного топлива атомных подлодок Северного флота из губы Андреева. Перед новым годом в Италию была отправлена команда корабля, набранная из опытных моряков «Атомфлота» и Мурманского Морского Пароходства. Сначала они прошли курсы управления кораблем, потом занялись подготовкой к переходу в Мурманск.

А вот строительство новых атомных ледоколов пока откладывается. У России нет на это денег. При этом, согласно заявлениям руководства страны, без использования атомоходов невозможно использование Северного морского пути и вообще присутствие России в покрытой тяжелыми льдами Арктике. И даже  есть постановление правительства России о начале строительства нового ледокола в этом году, но денег в бюджете нет — ни копейки.

— На мои запросы к федеральным министрам Кудрину, Левитину, Набиуллиной, я получил ответы, что поручение действительно есть, но денег нет, будем думать, что делать, — сообщил на своей недавней пресс-конференции в Мурманске депутат Государственной Думы Игорь Чернышенко. — А время то уходит! Сейчас действующими являются 5 атомоходов, а через 9 лет останется всего два. Чтобы построить атомоход в наше время нужно около 8 лет. Самый новый ледокол «50 лет Победы» строили 11 лет. То есть, если мы не заложим их сегодня, то не получим к 2020 году. Поэтому я просил Госдуму поставить новые задачи финансирования строительства атомных ледоколов перед Минтрансом и Минфином.