News

Гринпис атакует платформу «Приразломная»

Опубликовано: 24/08/2012

Автор: Анна Киреева

Сегодня утром активисты Гринпис Интернэшнл поднялись на первую в мире морскую ледостойкую платформу «Приразломная» в Баренцевом море. Они требуют отменить планы по бурению Арктического шельфа.

В 4 утра по московскому времени альпинисты из США, Канады, Германии и Финляндии подошли к «Приразломной» на моторных лодках и поднялись на платформу по швартовым тросам, сообщает официальный сайт экологической организации.

«Здесь и сейчас у «Приразломной» мы действуем от лица более полутора миллионов людей, которые присоединились к глобальному движению за сохранение Арктики», — сказал исполнительный директор Гринпис Интернэшнл Куми Найду.

По словам представителей организации, условия для бурения в Арктике — не просто сложные, а экстремальные. Участок моря, где находится «Приразломная», большую часть года покрыт толстым слоем льда, а температуры нередко опускаются до –50˚C. Добавьте к этому сильные шторма и месяцы абсолютной темноты. Полностью ликвидировать последствия аварии здесь будет невозможно: в мире нет технологий, позволяющих эффективно убирать нефть после разлива в арктических условиях.

«Газпром нефть шельф», к примеру, полагается на стандартные методы: в списке оборудования для очистки берегов у оператора «Приразломной» значатся, в том числе, лопаты и ведра. А ближайшая к платформе спасательная станция находится в 1000 километрах, в Мурманске, — говорится на сайте Гринпис.

Специалисты организации уверены, что суровые условия и не соответствующий им аварийный план не позволят оператору платформы «Приразломная» эффективно ликвидировать последствия нефтяного разлива. Это приведет к серьезному загрязнению побережья и заповедных территорий. В зоне риска находится акватория площадью свыше 140 000 квадратных километров.

«Не стоит ждать, пока катастрофа случится, и исправить что-то будет уже невозможно. Нефтяную лихорадку в Арктике необходимо остановить сейчас, а вложенные средства направить на развитие гораздо более безопасных и эффективных альтернатив арктическим нефти и газу», — считает пресс-секретарь Гринпис Мария Мусатова.

«Когда речь заходит о планах Shell, которая готовится добывать нефть на шельфе Аляске, и планах «Газпрома», вопрос стоит не в том, произойдет разлив или нет, а в том, когда это случится. Единственный способ предотвратить нефтяную катастрофу в таком уникальном регионе, как Арктика, — запретить здесь любое бурение», — убежден Куми Найду.

Буровую платформу никто не охраняет

По словам руководителя арктической программы Greenpeace России Владимира Чупрова,  после того, как сотрудники буровой увидели активистов, они пытались призвать на помощь службы береговой охраны, внутреннюю службу безопасности компании «Газпром Нефть Шельф», звонили в ФСБ, но никто не спешил прийти на помощь.

Это ставит под сомнение способность платформs противостоять, например, террористическим атакам.

Как сообщил «Русской службе новостей» представитель ФСБ России, обеспечивать безопасность платформы должна компания «Газпром нефть шельф», которой она принадлежит.

По последним сообщениям экологов, только через несколько часов на платформу прибыли два вертолета с пограничниками и представителями береговой охраны.

Реакция «Газпрома»

Согласно официальному сообщению «Газпрома», дочерняя компания которого «Газпром нефть шельф» является оператором платформы, работы на платформе «Приразломная» идут по плану, несмотря на «повисших за бортом» активистов.

Им было предложено подняться на платформу для проведения конструктивного диалога. Однако они отказались, сказав, что «будут висеть на платформе». Все работы на платформе осуществляются по плану», — говорится в сообщении.

В связи с этим хочется отметить сообщение твиттер аккаунт Газпрома @GazpromArctic: «Интересно, что Гринпис выбрал для атаки именно Газпром. Площади нефтяных разливов у Роснефть в разы больше».

Морская ледостойкая стационарная нефтяная платформа (МЛСП) «Приразломная» — основной элемент обустройства одноименного месторождения, первый в мире многофункциональный комплекс, обеспечивающий круглогодичное эксплуатационное бурение вертикальным и горизонтальным методами, добычу нефти и подготовку ее для транспортировки танкерами. Длина и ширина МЛСП составляет 126 метров, вес без балласта — 117 тысяч тонн. В августе 2011 года МЛСП была установлена на шельфе Печорского моря в 55 километрах от поселка Варандей.

«Спасем Арктику»

В начале августа судно «Гринпис» Arctic Sunrise посетило Мурманск в поддержку своей акции «Спасем Арктику».

«Мы требуем, чтобы Правительство России отказалось от планов нефтегазового освоения Российского шельфа. У нашей страны есть альтернативы – потенциал энергосбережения нашей страны выше 40%. Это означает, что каждая вторая тонна, угля, нефти, или кубометра газа сжигается впустую. Кроме того, уже доступный потенциал возобновляемых источников энергии свыше 20% от всей энергии, которая добывается и используется в нашей стране», — рассказал  Владимир Чупров.

Согласно последнему докладу по нефти и газу Гринпис «Углеводородные проекты на российском Арктическом шельфе», нефтяные запасы (по официальным российским источникам) бассейна Баренцева моря могут содержать примерно 400 миллионов тонн, из которых только четверть – порядка 100 миллионов тонн – достоверно подтверждена (категории A+B+C1). По самым оптимистичным прогнозам, в течение ближайших 20 лет добыча нефти на Арктическом шельфе России сможет достичь пика в 13,5 миллиона тонн нефти в год. Для сравнения: современная добыча нефти в России составляет порядка 500 миллионов тонн нефти в год.

Российские официальные лица признают, что разработка континентального шельфа России характеризуется сложнейшими условиями работ и требует применения новых уникальных технологий. При этом основными сдерживающими факторами являются: крайне сложные природно-климатические и инженерно–геологические условия; отсутствие инфраструктуры; удаленность района добычи от береговых баз обеспечения; отсутствие отработанных технологий освоения морских месторождений в районе Арктики.