News

«Новинка» экологической моды

Опубликовано: 11/12/2012

Автор: Евгений Усов

В Европе разворачивается скандал, связанный с тем, что известные производители модной одежды используют в ее производстве опасные химические вещества. Опасные химикаты загрязняют окружающую среду не только в странах, где расположены производства, но и там, где эту одежду носят.

В очередной раз доказан один из основополагающих экологических принципов – «Загрязнения не знают границ». Как оказалось, перенос грязных производств подальше от цивилизованных столиц не избавил развитые страны от опасности. Ядовитые вещества возвращаются в них вместе с одеждой.

Исследование Гринпис показало, что для окраски и нанесения на одежду разных изображений используется более 10 000 типов веществ, многие из которых смертельно опасны. Специалисты проанализировали товары известных производителей: BenettonGroup (владелец бренда Benetton), Bestseller A/S (владелец марок Jack&Jones, Only и Veromoda), CofraHolding AG (C&A b), DieselSpA (Diesel), EspritHoldingsLtd (Esprit), GapInc (Gap), GeorgioArmaniSpA (Armani), Hennes&Mauritz AB (H&M), Inditex (Zara),LeviStrauss&Co (Levi’s), LimitedBrands(Victoria’sSecret), MangoGroup (Mango), Marks&SpencerGroupPlc (Marks&Spencer), MetersbonweGroup (Metersbonwe), PVH Corp (CalvinKlein и TommyHilfiger), и VANCL (Vancl). В одежде были обнаружены фталаты, амины, этоксилаты нонилфенола или ЭНФ.

Остаточные количества ЭНФ обнаружены в продукции всех исследованных марок, почти всех стран-производителей и стран-потребителей. ЭНФ разлагается в природе до токсичного нонилфенола, который весьма устойчив к разложению и способен встраиваться в пищевые цепи, доходя по ним до человека. Это вещество опасно даже в самых незначительных концентрациях.  

Эксперименты показали, что содержащиеся в одежде токсические вещества легко вымываются при обычной стирке. К примеру, в Великобритании, обнаружили – 99% ЭНФ вымывается за первые две стирки, и специалисты полагают, что импортная одежда стала одним из мощных источников загрязнения рек страны. С фталатами ситуация еще более сложная – они выделяются весьма продолжительное время, продолжая отравлять окружающую среду и после того как изношенная одежда попадет на свалку.

Подобная ситуация характерна для текстильной промышленности всех стран, поэтому миллиарды изделий, продающихся каждый год по всему миру, вызывают глобальное загрязнение всей биосферы.

Помимо указанных выше, в одежде обнаруживались и другие опасные загрязнители. Это канцерогенные амины, которые могут образовываться из азокрасителей, а также алканы, бензофенон, 1,1′-бифенил, бутилгидрокситолуол, бензил-динафтиловый эфир и пр.

Ситуацию серьезно обостряет политика «общества потребления». Многие, подчиняясь моде, предпочитают менять одежду как можно чаще. Недостаточное качество одежды и ее дешевизна также помогает формировать новый тип потребления — «выбросить не жалко».

Каждый год в мире производится около 80 миллиардов изделий – по 11 на каждого жителя планеты. Однако потребление одежды происходит неравномерно. Так, жители Германии в 2011 г. приобрели 5.97 млрд изделий (включая 1 млрд футболок). Жители Великобритании стали покупать в четыре раза больше одежды, чем в 1980 году. «Быстрая мода» сейчас распространяется за традиционные свои пределы, и проблема переноса загрязнений с одеждой стала актуальной для многих прежде далеких от нее стран. К примеру, компания Zara, производящая 850 млн изделий в год, открыла магазины в Болгарии, Казахстане, России и Индии, Азербайджане, Южной Африке и Перу.

Так как в продукции ZARAбыли обнаружены опасные вещества, Гринпис потребовал от нее заняться этой проблемой всерьез, взяв пример с Puma, Nike, Adidas и Li-Ning, H&M и C&A, которые уже сделали первые шаги в нужном направлении. Недавно, после массовой общественной кампании, руководство компании согласилось начать процесс отказа от использования опасных веществ в производстве.

Сейчас Гринпис начал схожую кампанию общественного протеста в отношении бренда Levi’s – крупнейшего производителя джинсов в мире. Практика показывает, что потребители могут заставить компании следовать экологическим стандартам – и тут важен голос каждого человека!