News

Севморпуть VS Суэцкий канал: мечты и реальность

Renseanlegget bygges i bygningen til vestre ved Atomflot nord for Murmansk.
Foto: Aleksandr Raube

Опубликовано: 20/12/2012

Автор: Анна Киреева

Россия финансирует строительство новых атомных ледоколов, объясняя это обозначением своего присутствия в Арктике и необходимостью замещения выводимых из эксплуатации атомных ледоколов, работающих на трассах Северного морского пути.

Сейчас в состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкосидящих ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Первый советский атомный ледокол «Ленин», а также ледоколы «Сибирь» и «Арктика» выведены из эксплуатации.

Будущее действующих ледоколов

По словам главного инженера «Атомфлота» Мустафы Кашка, скорее всего, работа ледокола «Россия» будет остановлена в следующем году, когда будет выработан ресурс загруженного в него ядерного топлива.
Проблема состоит в избыточном количестве больших ледоколов типа «Арктика» в современных условиях, в то время как работа мелкоосадочных ледоколов типа «Таймыр» очень востребована.

Именно по этой причине так и не решена судьба ледокола «Советский Союз», который собирались восстанавливать после пятилетнего нахождения в отстое. Ровно год назад Вячеслав Рукша аккуратно заявил Беллоне, что, скорее всего, «Советский Союз» будет введен в эксплуатацию ориентировочно в 2013-2014 году, но все будет зависеть от загрузки предприятия.

«Советский Союз», проработавший только 95 000 часов (востребованные «Таймыр» и «Вайгач» отработали уже по 140 000), может стать альтернативой «России», но если не будет конкретных заказчиков на его услуги, то мы не будем восстанавливать ледокол», — отметил Кашка.

Рассказывая о ситуации с ледокольным флотом, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Вячеслав Рукша напомнил, что в 2017 году предприятие ждет первый из трех новых ледоколов, бюджет на строительство которых уже одобрен. Головной ледокол ЛК-60Я, рассчитанный на 40 лет эксплуатации, уже заложен на Балтийском заводе. Ледокол сможет работать как на мелководье (в устьях Сибирских рек), так и на трассах Севморпути.

Севморпуть как альтернатива Суэцкому каналу?

Беллона не раз говорила о том, что действующие атомные ледоколы, в общем и целом, убыточны при существующей ситуации с грузопотоком в Арктике. Но, Россия – северная держава, и Арктика занимает немаловажную роль в планах Кремля и большинства добывающих компаний.

«Присутствие в Арктике» — это требование времени и политической ситуации в мире. Настоящие и будущие атомные ледоколы соответствуют этим целям. Даже, если надежды на значительное увеличение грузопотока по трассе Северного морского пути (СМП) не случится, атомные ледоколы будут выполнять роль «российского присутствия в Арктике».

В настоящее время руководство «Атомфлота» смотрит на тему увеличения объемов перевозимых грузов по СМП с большим оптимизмом. 2012 год, по словам Рукши, дал увеличение грузопотока и  составил около двух миллионов тонн.

«В следующем году мы ожидаем от трех до пяти миллионов, а к 2017 году порядка 15 миллионов тонн, а также перевалку сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ», — рассказал он, сравнивая будущие грузопотоки СМП с Суэцким каналом, который ежегодно переваливает порядка 700 миллионов тонн грузов.