News

Нина Поправко: Общественный экологический контроль – наиболее эффективная форма экоконтроля

Опубликовано: 20/12/2012

Автор: Нина Поправко

Последнее время состояние экологического контроля в стране находится в удручающем состоянии. Отсутствует специальный независимый орган в области охраны окружающей среды. В сложившейся ситуации, пожалуй, самой эффективной, хоть и далеко не идеальной формой эконадзора является общественный экологический контроль.

17 декабря Комитет Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, природопользованию и экологии провел круглый стол «Актуальные вопросы экологического контроля (надзора) в Российской Федерации».

В мероприятии, которое вел председатель комитета Владимир Кашин,  приняли участие свыше 200 человек более чем из 50 регионов России. Проблемы экологического надзора обсуждали депутаты, представители министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной и региональных служб по надзору в сфере природопользования, органов исполнительной власти субъектов, правоохранительных органов, науки и экологических НКО, среди которых были «Беллона» и WWF.

Экологическая ситуация во многих регионах Российской Федерации ухудшается. Во многом разрешение экологических проблем на местах зависит от эффективности функционирования экологического контроля (надзора), при этом следует отметить, что в Российской Федерации существенно ослаблен государственный экологический контроль, отсутствует специальный независимый орган в области охраны окружающей среды.

Произошедшие за последние два года перераспределения полномочий в области охраны окружающей среды и природных ресурсов между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Ростехнадзором и Росприроднадзором, не способствуют более эффективному государственному управлению в этой сфере.

Следует отметить слабое взаимодействие при осуществлении надзорной деятельности территориальных органов Росприроднадзора, Ростезнадзора, Роспотребнадзора с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Отсутствует четкое разграничение полномочий по государственному экологическому контролю между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов.

Большинство поручений Президента РФ и Правительства РФ, данных по итогам состоявшихся в 2010 – 2012 годах заседаниях президиума Государственного совета РФ, посвященных реформированию системы государственного управления в сфере охраны окружающей среды, реализованы не в полной мере либо практически не выполнены.

Предполагалось, что в 2012 году будет принят специальный федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части расширения прав должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль)». Однако в заключении Минэкономразвития России на подготовленный проект закона говорится о том, что реализация текущей редакции проекта закона приведет к повышению уровня коррупции, существенным необоснованным расходам субъектов предпринимательской деятельности и созданию излишних административных ограничений.

Установленные требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части периодичности и сроков проведения проверок, необходимости согласования проверок с прокуратурой, фактически ущемляют конституционное право человека на благоприятную окружающую среду. При реализации данного закона происходит ряд коллизий, которые позволяют юридическим лицам избегать надзорных мероприятий путем ликвидации или реорганизации и образования новых юридических лиц.
Несмотря на то, что на органы прокуратуры возложены полномочия по укреплению законности и правопорядка в сфере охраны окружающей среды и природопользования, в 2010 г. в сравнении с предшествующим годом, при общем снижении числа зарегистрированных преступлений в Российской Федерации на 12,3% снизилось на 16,0% и число зарегистрированных экологических преступлений.

Анализ количества зарегистрированных экологических преступлений за последние пять лет свидетельствует об отсутствии четко выраженной тенденции (рис. 1).

Рис. 1. Количество зарегистрированных экологических преступлений, единиц

Следует констатировать тот факт, что уголовно–правовая охрана окружающей среды в стране слаба, а правоохранительные органы не уделяют данным проблемам достаточного внимания.

Представляется, что на данном этапе одной из наиболее эффективных форм контроля в области экологической безопасности и охраны окружающей среды является общественный экологический контроль, однако законодательные нормы и механизмы, позволяющие наиболее полно реализовать это право, отсутствуют.

С целью наиболее полной реализации общественного контроля и общественного участия необходимы следующие меры:

– ратификация международной конвенции «Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте» (Конвенция Эспо);

– присоединение к международной конвенции «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская Конвенция);

– внесение соответствующих изменений в законодательство, в связи с участием Российской Федерации в вышеназванных международных конвенциях;

– принятие федерального закона «Об общественном экологическом контроле», который наделяет граждан и НКО полноценными полномочиями общественного экологического контроля и обязывает учитывать мнение заинтересованной общественности при реализации проектных решений;

– улучшение доступа общественности к экологической информации, в частности, в части возможности получения объективных данных мониторинга атмосферного воздуха, водных объектов, статистики проведенных надзорными ведомствами проверок хозяйствующих субъектов и получения их результатов;

– возможность ознакомления с экспертными заключениями результатов государственных экологических экспертиз и общественных экспертиз;

– внесение изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, в соответствии с которыми экологические общественные организации могут предъявлять иски в суд в защиту экологических интересов неопределенного круга лиц.

По опросу, проведенному аналитическим центром Левада-центр 10-13 августа 2012 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1601 человека в возрасте 18 лет и старше в 130 населенных пунктах 45 регионов страны, экологическая обстановка беспокоит три четверти россиян.

Видимо, от общественного экологического контроля будет зависеть решение вопроса благоприятной окружающей среды, сохранения здоровья людей и создание нормальных условий для их жизнедеятельности.