News

Переработка мусора на Байкале обещает не приносить вреда природе и человеку

Опубликовано: 22/01/2013

Автор: Юлия Упкунова

В конце 2012 года в Улан-Удэ завершился первый этап строительства мусороперабатывающего завода, функционирующего по современным европейским технологиям. В рамках начального этапа уже перерабатываются шины и медицинские отходы 4 класса опасности.

В Республике Бурятия начал работу первый мусороперерабатывающий завод. В настоящее время завершается проектирование следующего этапа строительства комплекса, реализация которого намечена на 2014-2015 годы. Предприятие возьмет на себя переработку ТБО в Центральной Байкальской зоне. Скапливающийся мусор будет прессоваться и упаковываться в специальную пленку для его дальнейшей транспортировки на мусороперерабатывающий завод.

Вопреки мечтам экологов, весьма значительная часть отходов все же будет сжигаться. Давно не секрет, что при горении в воздух выбрасываются вредные для окружающей среды вещества, особенно, при горении пластика. Уже немало высказано критики в адрес такого экономически неэффективного и экологически вредного способа утилизации отходов. Но наука не стоит на месте. Зарубежные разработчики, снабжающие нашу страну мусороперерабатывающей техникой, представили новое поколение сжигательных установок, которые ограничивают попадание вредных веществ в атмосферу. Именно эти безопасные технологии и лягут в основу переработки мусора в Бурятии.

Мусороперерабатывающие установки позволят использовать часть мусора как топливо, при сжигании которого будет вырабатываться тепловая и электрическая энергия для нужд самого предприятия и прилежащего микрорайона. Резиновая крошка, полученная при обработке старых шин, будет использоваться в качестве строительного материала для тротуаров, спортивных площадок и т.п. Когда завод сможет работать в полную силу, то обработке подвергнется большая часть мусора, образующегося в регионе, а это около 160 тыс. тонн в год.  Весь мусор будет разделяться на сухую фракцию с получением из нее топлива и мокрую фракцию с ее последующей  переработкой. Таким образом, из общего объема мусора 62,5% (100 000 тонн) будет работать в качестве топлива; 14% (более 22 000 тонн) составит компост; и 23,5% (почти 38 000 тонн) составит остаток, который будет отправляться на оборудованный полигон для хранения. При сжигании топлива будет вырабатываться мощность в 25 МВт. Для сравнения на отопление всего города Улан-Удэ требуется 600 МВт.

По данным проекта, вред окружающей среде будет наноситься минимальный, соответствующий немецким стандартам. По словам генерального директора предприятия Сергея Балдаева, на данный момент не существует другого варианта обращения с образующимся мусором в республике — или захоронение на полигонах или сжигание.

Таблица из технической спецификации проекта установки для получения альтернативного топлива (EBS) для России / Улан-Удэ. Oschatz

 

Согласно экологическому законодательству, при строительстве таких объектов должно учитываться общественное мнение. Таким образом, на март 2013 года намечена публичная презентация проекта с участием общественности.

Необходимо отметить, что в ближайшие годы планируется начать строительство аналогичных заводов по переработке мусора в Вологде и Ленинградской области.

На сегодняшний день, Германия начала активную деятельность по переходу на такую новую экологически безопасную технологию. Не смотря на то, что немцы сортируют свой мусор на четыре части, технологии будут применяться идентичные, а именно – сжигание значительной части ТБО.
Немецкое предприятие OSCHATZ, которое и поставляет оборудование на Улан-удинский мусороперерабатывающий завод, также реализует свои аналогичные проекты еще и в Индии, Китае и Бразилии.

Учитывая существующие сегодня способы утилизации мусора и считаясь с позицией «зеленых» относительно негативного воздействия сжигания мусора, стоит обратить внимание на Японию, где мусоросжигающий завод построен практически в центре столицы. В конце 2012 года власти Москвы посетили Токийский завод по переработке мусора. С помощью него японцы уничтожают сотни тонн ТБО и при этом еще получают строительные материалы и электроэнергию. Если бы такой завод серьезно загрязнял окружающую среду, то его существование представлялось бы весьма сомнительным.

Проблема загрязнения мусором является одной из самых наболевших экологических проблем. Во многих регионах России не только не существует никаких заводов по его переработке, но и даже отсутствуют оборудованные полигоны. Как бы там ни было, при разрешении проблемы замусоривания приходится выбирать меньшее из двух зол.