News

Не штрафом единым: на Кубани введен запрет на сжигание растительных остатков, но следить за этим некому

Опубликовано: 20/08/2013

Автор: Дмитрий Шевченко

Кубанские депутаты изменили региональный закон «Об охране атмосферного воздуха», введя прямой запрет на сжигание сухой растительности и послеуборочных остатков сельхозкультур. Таким образом, Кубань присоединилась к другим российским регионам, где действуют аналогичные нормы. Впрочем, со стороны чиновников, призванных контролировать сельхозпроизводителей, слышен скепсис, поскольку следить за выполнением нового закона нечем и некому.

Пожарная катастрофа

С инициативой принять региональный закон, запрещающий выжигание сухой растительности, в декабре прошлого года выступила общественная организация «Экологическая Вахта по Северному Кавказу». Осенью того же года «зеленые» обследовали обширные водно-болотные угодья на побережье Азовского моря, охраняемые Рамсарской конвенцией, и ужаснулись масштабами рукотворных пожарищ на этих территориях. Только за первую неделю октября в границах водно-болотного угодья международного значения «Ахтаро-Гривенская система лиманов» выгорели десятки тысяч гектаров сухого камыша: на площадях, пройденных огнем, уместилась бы пара городов-миллионников.

Месяцем ранее горели угодья в федеральном заказнике «Приазовский» и в низовьях реки Бейсуг – в первом случае во всем обвинили местных жителей, поджигавших камыш якобы из мести администрации заказника, запрещающей охоту и рыбалку, а во втором — проводились вполне официальные «санитарно-технические мероприятия».

Вдобавок ко всему, традиционно жгли солому на рисовых угодьях, ставших настоящим бичом для жителей Красноармейского, Славянского и Темрюкского районов, вынужденных каждую осень жить в условиях экстремального загрязнения атмосферного воздуха.

Не удивительно, что в этих условиях кубанские чиновники не стали по старой привычке отмахиваться от «зеленых», как от надоедливых мух.  Вопрос о запрете выжигания сухой растительности был рассмотрен на заседании Общественного экологического совета при губернаторе, в том числе, как одна из основных мер по спасению экосистемы рамсарских водно-болотных угодий в низовьях реки Кубани.

От ЭПЦ «Беллона» в этом году также было отправлено обращение к депутатам с просьбой принять этот закон.  Общественный экологический совет согласился с доводами экологов о том, что необходимо внести изменения в краевой закон «Об охране атмосферного воздуха», прописать прямой запрет на выжигание сухостойной растительности вне населенных пунктов (прежняя редакция закона предусматривала запрет на сжигание растительности и мусора в поселениях), а также предусмотреть за это административную ответственность.

На разработку законопроекта ушло полгода. Только в конце июня этого года краевые депутаты выдали результат: в региональный закон «Об охране атмосферного воздуха» были внесены уточняющие поправки, а в законодательстве об административных правонарушениях установлены размеры штрафов.

Что грозит нарушителям?

Отныне гражданам, которые решат побаловаться огнем на территории Краснодарского края, грозит штраф от 1 до 2 тыс. рублей. Должностным лицам придется выложить от 10 до 20 тыс., а юридическим — от 40 до 50 тыс. рублей. При этом привлекать к ответственности теперь будут и за поджоги сухостойной растительности, и соломы, и стерни, и бытового мусора, и даже сухой листвы, вне зависимости от того, где творятся подобные деяния: в населенных пунктах, на сельскохозяйственных угодьях или в лесу.

По словам заместителя председателя комитета Заксобрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности Алексея Кондратенко, эти нормы «позволят эффективно осуществлять охрану атмосферного воздуха на территории Краснодарского края», хотя размеры самих штрафов, откровенно говоря, не самые впечатляющие.

Даже для малого сельхозпредприятия 40-50 тыс. рублей – деньги абсолютно несерьезные, причем штрафуют, как показывает практика, не столько юр. лица, сколько конкретных исполнителей – трактористов, механизаторов, агрономов и т.д.

Кроме того, размер штрафов, к сожалению, никак не привязан к обстоятельствам и последствиям противоправного деяния. Иными словами, жги хоть уникальные водно-болотные угодья, хоть мусор у себя во дворе – ответишь одинаково.

Между тем, в соседней с Кубанью Украине за выжигание стерни, если это повлекло ущерб для окружающей среды, можно поплатиться свободой на срок от двух до пяти лет. А в том случае, если такие действия еще и повлекли гибель людей, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, срок лишения свободы составит уже от пяти до десяти лет.

А на юге России часто можно видеть, как вместе с полями, на которых жгут ту же пшеничную солому, безнаказанно выгорают лесополосы, степные балки, камышовые заросли по берегам рек.  Взыскать ущерб, причиненный окружающей среде, можно было бы в судебном порядке, но в Краснодарском крае не известно ни одного прецедента, когда какое-нибудь сельхозпредприятие обязали бы оплатить последствия масштабных палов.

Надежда — на общественность

Чиновники, на которых возложена обязанность реализовывать новое региональное законодательство, относятся к нему откровенно скептически. В министерстве природных ресурсов и лесного хозяйства Краснодарского края корреспонденту Беллоны.РУ сообщили, что в штате министерства есть только 14 инспекторов, занимающихся проблемами выжигания сухой растительности, и эти люди физически не успевают реагировать на все поступающие жалобы. Заниматься же плановым патрулированием сельской местности и вовсе некому.

На увеличение штата инспекторов денег в краевом бюджете не предусмотрено – так же, как и на создание мобильных противопожарных отрядов быстрого реагирования, внедрение системы спутникового мониторинга в режиме реального времени, применение самолетов-беспилотников с возможностями инфракрасной съемки и многое другое.

Между тем, без современных технических средств для контроля ситуации с сельскохозяйственными палами, оперативно выявлять виновных и принимать меры практически невозможно. Поймать за руку поджигателей удается крайне редко, так же, как и доказать факт поджога: обычно сразу же после того, как солома «утилизируется» с помощью огня, поле перепахивается.

С пожарами на природных территориях ситуация иная. Скрыть их невозможно, они легко выявляются, но и тушить их нечем: на такие ЧП привлекаются обычные пожарные части, не имеющие специальной проходимой техники, мобильного оборудования и персонала с навыками подавления огня на открытой местности и на больших площадях. В большинстве случаев пожарные лишь пассивно наблюдают за разгулом огня и принимают меры только, когда стихия начинает угрожать населенным пунктам.

Иными словами, возлагать больших надежд на то, что с принятием нового регионального законодательства ситуация с сельхозпалами и пожарами на природных территориях Кубани кардинально улучшится, явно не стоит.

Другое дело, что у обычных граждан, страдающих от ежесезонного смога, появится больше оснований обращаться в суд с исками к предприятиям-нарушителям. Возможно, что создание серьезных судебных прецедентов сыграет роль, заставит многие хозяйства отойти от дедовских методов утилизации растительных остатков на полях и начать внедрять современные технологии.

Пока же, очевидно, дешевле будет платить штрафы.


Комментарии Елены Кобец, руководителя проекта «Изменение климата и загрязнение Арктики», ЭПЦ «Беллона»

Ситуация с  принятием регионального законодательства по запрету сельскохозяйственных сжиганий в Краснодарском крае очень типичная для других регионов России. Федеральное регулирование сельхозпалов  работает плохо. Практически повсеместно не ведется учет наработанной практики правоприменения, и не проводится ее анализ, потому что нет ответственных ведомств. В такой ситуации трудно что-то сделать для усовершенствования законодательства в этой области. Хотя большинство людей, в том числе и работники сельского хозяйства, понимают какой вред здоровью и экономике наносят эти пожары. По результатам социологического опроса сельхозпроизводителей, около 50% опрошенных высказались в поддержку ужесточения законодательства в этой области.

Поэтому важен опыт регионов, где принимают новое региональное законодательство, которое, возможно, будет способствовать сокращению этих пожаров. Такое законодательство уже работает в Ростовской области.  Но везде по-прежнему слабым звеном остается контроль за исполнением законодательства. Конечно, одним принятием закона ничего изменить не возможно. Кроме ужесточения наказания нарушителям, необходима пропаганда альтернативных методов утилизации растительных остатков. На первых порах необходимы экономические стимулы для перехода на другие агротехнологии. А для этого уже должна быть разработана правительственная программа поддержки сельхозпроизводителей, которые будут отказываться от сжиганий.

Полный обзор регионального законодательства и анализа правоприменения в европейской части России можно прочитать здесь. Эта работа выполнена юристами ЭПЦ «Беллона» по информации, которую предоставили региональные  природоохранные комитеты, комитеты сельского хозяйства, региональные отделения МЧС и МВД. По результатам анализа выработаны рекомендации, как изменить ситуацию к лучшему.