News

Кузбасский уголь: дорога в никуда

Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Опубликовано: 09/12/2019

Автор: Зинаида Светлая

Страшная авария с участием углевоза на дороге общего назначения произошла 5 декабря в Новокузнецком районе Кемеровской области.

В результате ДТП один водитель погиб, второй травмирован. Сотрудники полиции устанавливают обстоятельства произошедшего. Но первопричина ДТП очевидна: углевоза на дороге, по которой движется гражданский транспорт, не должно было быть априори. Об этом давно уже говорят общественники, об этом в феврале 2019 года заявил губернатор Кемеровской области – Кузбасса Сергей Цивилев. Исключение, по его словам, должно быть только для машин, доставляющих уголь в котельные.

Единственное улучшение, которое произошло за последний год, – меньше стало машин без тентов прикрывающий уголь от выдувания из кузова.  В остальном воз, а точнее углевозы, и ныне там: по-прежнему они соседствуют с легковыми автомобилями, пассажирскими автобусами и другим автотранспортом. Машины, груженные углем, можно встретить на городских дорогах, на дорогах, ведущих к деревням и поселкам, на межгородских трассах.

К примеру, о том, что со стороны села Сосновка, где произошла авария со смертельным исходом, груженые углевозы ездят по городским дорогам на углепогрузочную станцию в Куйбышевском районе Новокузнецка, общественники неоднократно сообщали в ГИБДД, об этом писала местная пресса. Даже тот факт, что маршрут грузовиков пролегает мимо двух общеобразовательных школ, чиновников и угольщиков мало волнует. Уголь ждут зарубежные потребители, поэтому проблемы кузбасских аборигенов мало кого волнуют. На некоторое время после обращений углевозы формировались в колонну, складывалось впечатление, что кто-то им давал команду, что постов ГИБДД на дороге нет, и машины выезжали. Затем все возвращается на круги своя. Машины с углем курсируют мимо многоквартирных домов и школ в круглосуточном режиме.

Так выгодно угольщикам

Углевозы на дорогах общего пользования – это лишь одна из составляющих того глобального бедствия, которое сложилось из-за варварской добычи угля в Кемеровской области. Огромные угольные карьеры, обогатительные фабрики, углепогрузочные станции вплотную подступают к жилым домам, превращая жизнь быт проживающих там людей в ад.

Угольные разрезы, расположенные в тайге далеко от населенных пунктов, уничтожают уникальную сибирскую тайгу, губят истоки рек и ручьев, вместо которых с гор спускаются потоки угольной пульпы.

Огромные обезлесенные территории меняют направление ветров на юге Западной Сибири, вызывая климатические изменения. Отработанные горные отвалы горят, отравляя все вокруг. Периодически порода с этих овалов сползает, уничтожая все, что оказывается на ее пути. Вездесущая угольная пыль, огромные территории, которые сотни, а по некоторым оценкам, тысячи лет будут безжизненными – это сегодняшние реалии Кузбасса.

Рекультивация, про которую много говорят, но мало делают, возможна, но лишь поверхностная. Для полного восстановления нарушенной угледобычей территории необходимо, чтобы восстановились водоносные слои. А этого человек делать пока не научился. Высаженные на горных отвалах сосенки лишь создают иллюзию рекультивации, потому что периодически то тут, то там начинается возгорание породы, деревья гибнут.

Для того чтобы минимизировать затраты на добычу угля, угольные компании в первую очередь разобрали лицензии на те участки, где уже есть готовая инфраструктура. Без зазрения совести промышленный транспорт встраивается в существующие транспортные потоки и, если так угодно угольщикам, вытесняет гражданские машины. При этом органы местного самоуправления делают вид, что не видят нарушений. Таких примеров в Новокузнецком районе множество.

kuzbass sosnovka crash Пожарные и полиция, прибывшие на место ДТП рядом с Сосновкой. 5 декабря 2019 года. Credit: kuzpress.ru

Двухполосная дорога до поселка Металлургов строилась в советские годы и всех устраивала. Когда началась разработка Талдинского и Ерунаковского месторождений, появилась необходимость вывоза угля, в том числе и автотранспортом. В связи с этим была предпринята попытка строительство параллельной трассы, для этого был выбран грунт под основание дорожного полотна. На этом все работы закончились. По сельской дороге пошли углевозы. Не приспособленная для тяжеловесов двухполоска, рядом с которой появилась траншея, «поплыла». Только после того, как жители пос. Металлургов заявили, что разбитая до безобразия дорога будет ими перекрыта, нашлись спонсоры для решения проблемы. Правда, деньги выделены не на строительство отдельной дороги, а на ремонт существующей. Год назад на старое основание уложили высокую подушку, заузив дорожное полотно. Весной дорога пошла трещинами. Трещины залили гудроном. Дорога лето простояла. Теперь селяне с опаской ждут следующей весны.

На Загорской сельской территории Новокузнецкого района угольщикам мешала дорога Новокузнецк-Костенково. Несмотря на многочисленные нарушения и протест жителей, качественная дорога идет под снос, а разрез Березовский выстроил для местного населения объездной путь. В первые же недели эксплуатации новой трассы на дороге появились провалы, а из-под колес полетели куски асфальта. Один такой осколок пробил стекло автомобиля, в котором родители везли ребенка. Но для местных чиновников безопасность граждан – мелочь по сравнению с тем, что угольному предприятию необходимо расширять карьерную выемку и продолжать добычу угля.

Таинственным образом из муниципальной собственности исчез трехкилометровый участок дороги, соединяющий Новокузнецк и шесть деревень на той же Загорской сельской территории Новокузнецкого района. Муниципальный пассажирский автобус не имеет права двигаться по технологическим дорогам. Получается он едет по дороге, потом должен телепортироваться и продолжить движение через 3 км после начала телепортации. Увы, ПАЗики для таких скачков в пространстве не приспособлены. Поэтому приходится рисковать и ездить рядом с БелАЗами. Угольщики, не дожидаясь получения разрешения на строительство, уже строят дорогу в объезд. По этим планам угольщиков жители Апанса, Алексеевки, Урала. Ананьино и др. сел должны заезжать в Новокузнецк с другой стороны. Стоит отметить, что южный въезд, который соединяет южную столицу Кузбасса с горнолыжным курортом Шерегеш, городами Таштагол, Осинники, Калтан, деревнями, дачными поселками, Алтайским краем уже перегружен. Автомобильные пробки там обычное дело. Дополнительные машины со стороны Апанса только усугубят положение. К слову, авария с углевозом 5 декабря произошла именно в этой стороне.

Люди против!

Активисты борьбы с угольным беспределом неоднократно проводили различного рода акции, для того чтобы привлечь внимание местных органов власти к дорожному беспределу. Возле дорог, где углевозы соседствуют с гражданским автотранспортом, проводились пикеты, дороги перекрывались, однажды даже прошли «похороны колеса». Чиновники и представители правоохранительных органов каждый раз действовали спонтанно. То акция признавалась межпоселковым сходом, то для разгона ее участников привлекались люди в форме. Общественниками написаны десятки обращений в различные органы власти и надзорные структуры, получено столько же отписок. Сейчас спор о незаконной, по мнению местных жителей, приватизации участка единственной дороги к шести населенным пунктам Загорской сельской территории (Новокузнецк-Апанас) рассматривает суд. Немногим ранее суд отказал в признании объездной дороги Новокузнецк-Костенково незаконным объектом строительства.

29 ноября в пос. Апанас были проведены общественные слушания, на которых рассматривался вопрос, касающийся этой связывающей деревни с городом дороги. Местные жители к слушаниям подготовились основательно и не просто потребовали отказать угольщикам в их притязаниях, но и аргументировали все свои доводы документально. По итогам этих слушаний депутаты Загорской сельской территории приняли, пожалуй, первое в истории Кемеровской области решение, затормозившее планы угольщиков. Народные избранники хотели вернуться к рассмотрению вопроса только после получения ответов на заданные в ходе слушаний вопросы. Однако по непонятным причинам заседание вдруг оказалось перенесено всего на несколько дней, и состоится 12 декабря. Впрочем, в Кузбассе такое уже никого не удивляет. Как только сопротивление местного населения начинает укрепляться, тут же на активистов угольного сопротивления усиливается давление, в том числе и при помощи правоохранительных органов.

Чтобы другим неповадно было

В конце лета по чьей-то указке были выбраны три человека из пос. Апанас и деревни Алексеевка Загорской сельской территории Новокузнецкого района. В их домах проведен обыск. Представители разреза Апанасовский обвинили их в поджоге трактора, который сгорел в начале июня текущего года. Местные жители уверены, что поджог инициирован собственниками разреза для создания мифа о «партизанах». Вера в существование «партизан» может помочь им выгодно списать ряд собственных промахов. И правоохранительные органы в «партизан» поверили. Для задержания «партизан-экстремистов» к деревенским мужикам с обыском приехал ни много ни мало отряд СОБР.

Во время обыска были конфискованы одежда, компьютеры, принтеры, сотовые телефоны. Каким образом сломанный принтер мог быть задействован при поджоге, можно лишь предполагать. В доме двух из трех обысканных «бузотеров», как в свое время экоактивистов назвал бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, было найдено оружие. Для деревенского хозяйства в таежном поселке ружьишко – дело обычное. Да, порой оно не зарегистрировано должным образом. Да, это правонарушение. Вот только дело об этом «страшном» преступлении рассматривал сам председатель суда! Наказание оказалось даже строже, чем требовал прокурор. Из неофициальных источников стало известно, что «сверху» поступила команда одного из «бузотеров» закрыть до нового года.

Наверное, в Кемеровской области – Кузбассе социальная стабильность без очагов народного недовольства возможна. Но для этого надо, чтобы власть поддерживала народ, а не угольный бизнес. В противном случае путь развития региона окажется дорогой в никуда со всеми вытекающими из этого последствиями.