
Moscow plans to wire seized Ukrainian nuclear plant to its own grid, says report
Moscow is building powerlines to link the major nuclear power plant it seized as a prize of war to its own electrical grid
News
Publish date: 25/06/2015
Written by: Ангелина Давыдова
News
Такое заявление он сделал в ходе Петербургского Международного Экономического Форума 2015.
Отметим, что конкретные программы реализации стратегии низкоуглеродного развития в РФ на федеральном уровне заметно «тормозятся», в том числе, из-за экономического спада в стране и сокращения бюджетных расходов. Одновременно с этим, происходит активизация региональных программ стимулирования сокращения выбросов парниковых газов.
Статистика изменения климата в РФ
По словам Донского, основанных на данных Росгидромета, начиная с середины 1970-х годов средняя температура приземного воздуха на территории РФ повышается со средней скоростью 0.43°С за десятилетие, что более чем в 2,5 раза превышает скорость глобального потепления.
«Особенно значительные изменения климата наблюдаются в Арктике, 2014 год стал восьмым по среднегодовой аномалии температуры воздуха в России в ряду наблюдений с 1936 г. (+1.28°С). В прошлом году было также отмечено 569 метеорологических опасных явлений – наибольшее количество за все годы наблюдений. Сильнейший паводок в Алтайском крае привел к почти миллиардному ущербу», – рассказал он.
По словам министра, российские исследования прямых и косвенных последствий изменения климата для экономики страны на период до 2030 года говорят об угрозе потерь в среднем в год до 1-2% ВВП. При этом, на отдельных территориях, этот показатель может быть существенно выше и достигать до 4-5%. Глава Минприроды признал, что соответствующие адаптационные мероприятия могут значительно сократить потери и создать условия для получения дополнительной экономической выгоды.
«Адаптация в первую очередь направлена на снижения рисков, связанных с негативными последствиями изменения климата», – заявил министр, отметив, что «в конечном счете действие негативных факторов во многом перекрывает достигнутый положительный эффект от последствий изменения климата. К положительному эффекту можно отнести, например, повышение продуктивности в сельском хозяйстве, сокращение продолжительности отопительного периода и т.д.».
Политика в области изменения климата и энергоэффективности в РФ
По данным главы Минприроды, в РФ на долю энергетики приходится более 80% выбросов парниковых газов в стране – поэтому меры по снижению выбросов, в первую очередь, будут реализовываться в секторах, связанных с потреблением топлива: значительным потенциалом в этом обладает промышленный сектор, а также транспорт, ЖКХ, государственные учреждения.
«Ключевое значение здесь имеет модернизация производства, диверсификация источников энергии – к примеру, увеличение доли природного газа в топливном балансе как самого экологически чистого ископаемого топлива, а также широкое применение новейших технологий», – заявил министр.
Одновременно с этим, ряд экспертов на другой сессии ПМЭФ-2015, посвященной вопросам энергосбережения, отмечали ряд сложностей с реализацией программы энергоэффективности в стране.
Так, глава наблюдательного совета фонда ЖКХ Сергей Степашин оценил объем ежегодных энергопотерь в стране в 400 млрд руб, посетовав на отсутствие инициатив и активности в области энергоэффективности со стороны региональных руководителей, недостаток экономических стимулов для инвестиций в энергосбережение, а также сложности с исполнением принятого законодательства (в том числе, федерального закона об энергосбережении, принятого в 2009 году, цель которого – повышение энергоэффективности на 40% к 2020 году, скорее всего не будет выполнена, в то время как ряд более конкретных мер, например, установки счетчиков потребления воды и тепла в квартирах – также оказывается не реализованным).
Прочие эксперты в области энергоэффективности, также отмечали необходимость реализации программы энергосбережения в области теплоснабжения. Так, по словам Александра Чуваева из Fortum Corporation, потери в теплосетях составляют около 60%, в то время как региональные власти зачастую сопротивляются реформе ввиду личных коммерческих связей с местными операторами сетей.
Отметим, что одновременно с ПМЭФ, 19 июня в Москве, в Аналитическом центре при Правительстве РФ также обсуждали пути реформирования теплоснабжения в стране.
«Последние два года активно идут дискуссии по поводу трансформации отрасли и перехода на новую модель, подразумевающую другие принципы тарифообразования и регулирования. У нас есть ряд решений, принятых на уровне правительства, определяющие переход на модель «альтернативной котельной», но они имеют большой диапазон решений, поэтому без их глубокого обсуждения невозможно выстроить правильную логику движения», – заявил на мероприятии представитель департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства Российской Федерации Виталий Ковальчук.
Начальник Управления по экономике отраслей ТЭК Аналитического центра Виктория Гимади обозначила основные проблемы отрасли, среди которых – технологическое отставание и значительный физический износ оборудования системы централизованного теплоснабжения, непривлекательность сферы для инвесторов, сложности платежной дисциплины потребителей и др.
«У сферы теплоснабжения есть два пути развития: первый – это текущие правила, то есть траектория развития, заданная на уровне утвержденных и детализированных правил, обязательных к исполнению, второй путь – это реформа, а именно План мероприятий «Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии», – заявил эксперт.
По словам Парвиза Абдушукурова, вице-президента ОАО «Фортум», В настоящее время недовольны все участники рынка – поставщик, потребитель и власть. Поставщики – недостаточностью тарифного регулирования, потребители – качеством услуг, а власть – тем, куда движется отрасль.
«Мы предлагаем создать среду, стимулирующую приток частных инвестиций в отрасль, регулирование там должно происходить путем установления предельного уровня цены на тепло по единым прозрачным правилам. Также необходимо назначить единого ответственного, а при обнаруженных нарушениях выплачивать потребителю компенсацию», – заявил эксперт, подчеркнув важность стимулирования прихода инвестиций в отрасль.
Представители Минстроя на мероприятии предложили создать пилотные регионы и пилотные системы централизованного теплоснабжения, на которых будет применяться новая система, и уже по их результатам можно будет откорректировать последствия, внести изменения в нормативную базу.
Одновременно с этим, на мероприятии по энергосбережению на ПМЭФ заместитель главы Минэнерго Антон Инюцын объявил, что Минэнерго будет дальше предлагать поддерживать программы субсидирования конкретных проектов по энергоэффективности «с хорошими параметрами», приносящие реальные осязаемые результаты, в размере 3-5 млрд рублей в год.
В качестве примера подобного проекта замминистра рассказал о повышении освещенности на 10% в городе Москве (в том числе за счет использования светодиодов и на фоне снижения их стоимости), без сопутствующего увеличения энергопотребления. Напомним, что в конце минувшего года, ввиду снижения бюджетных расходов из-за сложной макроэкономической ситуации в стране, была отменена господдержка программ энергоэффективности в регионах, ранее составлявшая порядка 5-7 млрд руб в год.
Углеродное регулирование в РФ
В рамках ПЭМФ-2015 глава Минприроды Сергей Донской также перечислил основные законодательные акты, регулирующие климатическую политику в стране. Среди них – Климатическая доктрина, принятая в 2009 году и план правительства по обеспечению 25%-го сокращения выбросов парниковых газов к 2020 году от уровня 1990 года, принятый в 2014 году.
По словам министра, планируется реализовать комплекс мер по инвентаризации выбросов на уровне предприятий и регионов, установлению показателей сокращения выбросов по различным секторам экономики и разработке рыночных механизмов, стимулирующих сокращение выбросов.
«Уже в этом году утверждены методические рекомендации по проведению добровольной инвентаризации объема выбросов парниковых газов в субъектах Российской Федерации, заканчивается подготовка методических рекомендаций для предприятий», – заявил Сергей Донской.
Отметим, однако, что в конце прошлого года государственное субсидирование проектов в области энергоэффективности и в области реализации плана по снижению выбросов парниковых газов к 2020 году на 25% от уровня 1990 года было отменено. В последствии, уже в начале 2015 года, был скорректирован и сам план – сроки мероприятий (в том числе, введения углеродной отчетности и утверждения целевых показателей выбросов по секторам экономики) были сдвинуты как минимум на год.
Несколько недель назад ряд министерств и ведомств предложили новые форматы поддержки проектов низкоуглеродного развития без государственных денег – в том числе, проектное финансирование по примеру формата проектов совместного осуществления Киотского протокола (приоритет будет отдан проектам сокращения выбросов метана (прежде всего в составе попутного нефтяного газа), утилизации шахтного метана и переработки твердых бытовых и сельскохозяйственных отходов, включение проектов низкоуглеродного развития в программы инновационного развития компаний с госучастием, включение показателей сокращения объема выбросов в систему показателей наилучших доступных технологий, а также использование средств Арктического совета для финансирования проектов по снижению выбросов.
Примечательно, что в рамках климатического мероприятия на ПМЭФ советник президента РФ по климату Александр Бедрицкий, рассказывая о российской и международной климатической политике, пожаловался на то, что Глобальный экологический фонд «тормозит финансирование проектов, реализация которых была уже удобрена – в том числе, в Арктике и республике Татарстан».
Климатическая политика в регионах
Также выступая на климатической сессии в рамках ПЭМФ, директор по природоохранной политике WWF Россия предложил усилить региональный подход к климатической политике. В частности, предложение эксперта заключалось в том, чтобы ряд наиболее «климатически продвинутых» городов, в которых практически нет угольной генерации (Москва, Казань, Архангельск), могли бы уже ввести местный налог на углерод.
Отметим, что в середине июня в Москве в центре инновационного развития Москвы прошел круглый стол «Инструменты климатической политики – новые стимулы перехода г. Москвы на путь инновационного низкоуглеродного развития». Среди участников были представители совместной рабочей группы Минэкономразвития России – «Деловая Россия» по проблемам регулирования выбросов парниковых газов, ведущие российские специалисты – разработчики проектов нормативно-правовых, аналитических документов климатической политики России, эксперты по проблемам учета выбросов парниковых газов, представители московской администрации.
По результатам мероприятия был представлен ряд рекомендаций в качестве новых стимулов перехода Москвы на путь низкоуглеродного развития, в том числе:
– Разрабатывать и осуществлять опережающие проекты и программы регулирования выбросов парниковых газов с целью выполнения задачи по ограничению выбросов парниковых газов до уровня 75% от уровня 1990 года и полного отражения интересов пилотных регионов при формировании общероссийской концепции и системы регулирования выбросов парниковых газов;
– В соответствии с решением Межрегионального совещания представителей субъектов федерации по вопросам о сокращении выбросов парниковых газов, координировать деятельность по обмену информацией в области разработки нормативного и методического обеспечения, а также реализации региональных инициатив в области сокращения выбросов парниковых газов через секретариат совместной рабочей группы Минэкономразвития России – «Деловая Россия»;
– Во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, деловым и экспертным сообществом разработать предварительную концепцию внедрения экономических инструментов климатической политики в г. Москве;
– Сосредоточить усилия на системном формировании институциональной среды экономически мотивированного сокращения выбросов парниковых газов в г. Москве;
– В качестве ключевого элемента нормативно-правовой и экономической среды формировать институты целенаправленного сокращения выбросов парниковых газов и источники частного и государственного, добровольного и обязательного спроса на целенаправленные сокращения выбросов парниковых газов;
– При разработке и внедрении экономических инструментов климатической политики учитывать экономические, стоимостные и экологические характеристики конкретных инновационных решений в виде объема и стоимости потенциальных сокращений выбросов парниковых газов в СО2-экв (предельные издержки конкретных технологических решений), с одной стороны, и стимулирующее воздействие инструментов стоимости выбросов парниковых газов, с другой.
Отметим, вчера Минэкономразвития России при поддержке Общероссийской Общественной организации «Деловая Россия» и Международной ассоциации содействия обеспечению безопасности труда «Эталон» также объявил конкурс на лучшую организацию работ по снижению парниковых газов среди организаций и объединений любых правовых форм и видов экономической деятельности, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инициативу поддержал и Санкт-Петербург – Комитет по природопользованию проводит информационную кампанию в регионе, так как на основании данных об участии организаций в конкурсе будет определяться рейтинг муниципальных образований и субъектов РФ. По словам представителей комитета, главным мотивирующим фактором для потенциальных участников могут стать высокие шансы на участие в госпрограммах поддержки энергоэффективных проектов, что создает репутационный выигрыш при позиционировании на рынке ОЭСР и ВТО.
Moscow is building powerlines to link the major nuclear power plant it seized as a prize of war to its own electrical grid
These are the words of Bellona founder Frederic Hauge during his opening remarks at the Bellona Forum on Tuesday, May 13. The agenda for the forum was the development of the Russian nuclear industry during wartime.
How Emergency Rescue Systems Operate Along the Northern Sea Route – and the Environmental Risks Involved.
In this news digest, we monitor events that impact the environment in the Russian Arctic. Our focus lies in identifying the factors that contribute to pollution and climate change.