
Moscow plans to wire seized Ukrainian nuclear plant to its own grid, says report
Moscow is building powerlines to link the major nuclear power plant it seized as a prize of war to its own electrical grid
News
Publish date: 25/09/2015
Written by: Беллона
News
Угольная пыль
Сессия началась с обсуждения экологических проблем Мурманска – самого большого в мире города за Полярным Кругом.
По словам председателя правления «Беллоны-Мурманск», в Мурманской области лет 50 назад существовала перевалка апатит-нефелинового концентрата, и соседняя к перегрузке сопка была желтой. Но в 80-х годах построили закрытый комплекс перегрузки, и проблема была снята.
Сейчас в регионе наблюдается бум перегрузки угля в порту, причем причалы находятся практически в центре города, на расстоянии не более 1 км от ближайших домов. Объемы перевалки сначала были небольшие, и не создавали ощутимых проблем, но с каждым годом объемы стали расти. Сейчас приближаются к 15 млн тонн в год.
Угольную пыль местные чиновники до недавних пор упрямо продолжали называть «черным налетом». До 2014 года проблема обсуждалась на уровне переписки чиновников с жителями.
НИИ Атомосферы исследовал составляющие этого черного налета и источники. Проблема в том, что уголь очень сложно отличить по химическим показателям от выбросов ТЭЦ. И после долгого исследования, ученые сделали вывод, что основными источниками этого черного налета являются ТЭЦ и Мурманский Морской Торговый Порт (ММТП).
Но в 2015 году после неблагоприятных погодных условий (НМУ) в ночное время, субботнее утро встретило мурманчан черным снегом. И только после этого, когда весь центр Мурманска в районе ММТ был покрыт углем, после широкого резонанса в СМИ, местным чиновникам было просто некуда деваться, им пришлось отвечать за это.
«Только тогда региональные чиновники от экологии однозначно обвинили в этом ММТП. После этого весь черный налет стал именоваться именно угольной пылью», – подчеркнул Золотков.
Стоит отметить, что после этого инцидента порт поставил водяные пушки, стал регулярно отчитываться о своих природоохранных предприятиях, сейчас обсуждается возможность установки пылезащитных экранов.
«Если бы этого не случилось, то подобные исследования в поисках источников загрязнения без виновных могли бы длится еще десятки лет», – уверен руководитель мурманской «Беллоны».
Сера – угроза Черному и Азовскому морям
По словам представителя Экологической Вахты по Северному Кавказу Татьяны Трибрат из Новороссийска, в 2011 году в Новороссийске были проведены общественные слушания о расширении перечня перевалки опасных грузов через порт. Сейчас через порт Новороссийск переваливается порядка 240 различных наименований, 70 процентов из них – опасные грузы, в том числе, нефтепродукты, газовый конденсат, сера, минеральные удобрения и проч.
Они переваливаются также через порты в Темрюке, Тамани и еще в паре курортных мест Краснодарского края.
По ее словам, получить информацию ни про объем переваливаемых продуктов, ни о владельцах продукции не представляется возможным.
Подмосковный Солнечногорск задыхается от химических выбросов
По словам общественного активиста Натальи Морозовой, в Солнечногорске находится три химических завода, которые производят пэт-гранулят.
Санитарная зона одного из них составляет всего 30 метров. Один из заводов выбрасывает в атмосферу ацетальдегид, ТФК, бензапирен, оксид и диоксид азота, оксид углерода, этиленгликоль и другие загрязняющие вещества.
Выбросы еще одного – фенол, формальдегид, меламин, метанол.
Конечно, такое положение вещей не может не волновать местных жителей. Они требуют от контролирующих структур проведение замеров залповых выбросов, которые происходят, в основном, в ночное время, с тем, чтобы понять какие конкретно вещества и в каких объемах выбрасываются.
Однако, по словам активистки, замеры проводятся в моменты, когда завод не работает, или замеряются вещества, которые не выбрасываются предприятиями. По абсолютно непонятным причинам Роспотребнадзор отказывается делать замеры выбросов загрязняющих веществ в зимнее время.
«Нам необходим стационарный пост экомониторинга, а власти лоббируют только передвижные посты. Сейчас замеры производятся самым неприемлемым способом: ночью происходят залповые выбросы, а замеры производятся только спустя несколько дней – пока жители пожалуются, пока будет решение о проведении замеров, пока найдутся деньги», – рассказала Морозова.
Она также отметила, что местные жители почти не работают на этих мероприятиях, сотрудники в основном являются жителями других городов.
С тем, что экологический мониторинг в городах необходим согласен и Юрий Вдовин из организации «Гражданский контроль» (Санкт-Петербург).
«Каждый человек имеет право искать, добывать и распространять информацию любым законным способом» , – процитировал он статью Конституции России.
Например, в Санкт-Петербурге мониторингом атмосферы занимаются три департамента. Однако они действуют крайне не оперативно, и предоставляют информацию с большими временными задержками.
«Никому не интересно что было с воздухом восемь месяцев назад», – отметил Вдовин.
Так происходит не только в Санкт-Петербурге или в России, но и в других странах мира. То есть, экомониторинг ведется, но данные практически недоступны.
«Я уверен, что результаты мониторинга должны быть доступны гражданам. Организация мониторинга – затратная деятельность, но затраты на публикацию результатов практически отсутствуют. НКО должны требовать тотального мониторинга параметров окружающей среды, с привлечением специалистов и оборудования».
Напомним, что согласно последним данным Всемирной организации Здравоохранения, порядка 7 млн человек в мире ежегодно умирает от загрязнения воздуха.
Moscow is building powerlines to link the major nuclear power plant it seized as a prize of war to its own electrical grid
These are the words of Bellona founder Frederic Hauge during his opening remarks at the Bellona Forum on Tuesday, May 13. The agenda for the forum was the development of the Russian nuclear industry during wartime.
How Emergency Rescue Systems Operate Along the Northern Sea Route – and the Environmental Risks Involved.
In this news digest, we monitor events that impact the environment in the Russian Arctic. Our focus lies in identifying the factors that contribute to pollution and climate change.