News

МНЕНИЕ: VI Международный форум «Экология»: КПД паровоза

Фото: Виктор Терешкин

Опубликовано: 02/03/2015

Автор: Виктор Терёшкин

В пятницу, 27 февраля в Санкт-Петербурге закончил свою работу VI Международный форум «Экология». В Форуме приняли участие более 600 участников, представляющих федеральные и региональные органы власти, бизнес-сообщество и некоммерческие организации из 50 регионов России и 30 иностранных государств.

Мероприятие состоялось в рамках проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург – морская столица России» при поддержке и участии обеих палат Федерального собрания РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Устроители пообещали – «Санкт-Петербург на два дня превратится в «экологическую» столицу России». Заявили, что целью проведения форума является принятие важных решений, способствующих экологической безопасности водных ресурсов РФ.

Шел я на форум в надежде, что удастся получить важную для меня информацию о том, как же был реализован проект «Год Финского залива 2014». Ему был посвящен V Международный форум «Экология». Весь прошлый год я писал репортажи и очерки о том, чем жив многострадальный Финский залив, что происходит на его берегах и водных просторах. Потом долго пытался получить информацию о том, какие же решения приняты, что изменилось, от устроителей прошлогоднего форума. Не дождался.

А еще не давала мне покоя проблема полигона «Красный Бор», где сосредоточено около двух миллионов тонн токсичных отходов. Ведь в случае аварии на полигоне пострадает не только пятимиллионный Петербург, но и Финский залив. Поэтому на прошлом форуме я задал вопрос – когда же, наконец, на полигоне будет построен завод по переработке токсичных отходов? И глава комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности правительства Петербурга Валерий Матвеев ответил мне чрезвычайно бодро:

– Завод в «Красном бору» будет построен в 2015 году!

Представляете, как я обрадовался, когда в пакете документов, который мне выдали при регистрации, увидел, что будет отчет о реализации проекта «Год Финского залива 2014». И докладчик – сам Вадим Тюльпанов. Председатель Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности. Заместитель председателя организационного комитета Российской Федерации трехстороннего проекта «Год Финского залива 2014». Руководитель проекта партии «Единая Россия» «Санкт-Петербург – морская столица России».

Первым доклад зачитал Михаил Слипенчук, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. На важную тему: «Общественный контроль нарушений в природоохранной сфере: диалог власти и общества для решения экологических проблем». Но ничего важного я в этом докладе, увы, не услышал. Было понятно, что это сплошной экспромт. Слипенчук то вспоминал блаженные времена СССР, когда студенты дружными рядами вступали во Всероссийское общество охраны природы, то пенял на то, что существуют такие экологи, которые используют экологию в политической борьбе. Не забыл Слипенчук, как депутат от Республики Бурятия, обличить нерадивых отдыхающих, которые оставляют после себя на берегу Байкала горы мусора. И отбыл на срочное совещание к полпреду президента РФ по Северо-Западному Федеральному Округу.

От доклада Татьяны Боковой, заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов «Обеспечение экологической безопасности трансграничных водных объектов» я ожидал новых осмыслений, выводов о том, что же происходит в этой чрезвычайно конфликтной, болезненной для России области. Например, что происходит с реками Амур, Сунгари, Туманган и Иртыш. Куда с территории Китая поступает колоссальное количество загрязненных стоков. Но ничего этого в докладе не было. А было – как важна экологическая безопасность, в особенности – водные ресурсы, сколько международных актов Россия ратифицировала, и собирается ратифицировать. И т.д. И т.п.

Доклада Вадима Тюльпанова, которого я ждал с таким нетерпением, вообще не было. И модератор конференции Георгий Карлов, председатель Подкомитета по водным ресурсам Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии ни словом об этом исчезновении не обмолвился.

И я начал понимать, что этот форум живет по своим законам. Несмотря на всю помпезность, здесь не раздают журналистам и участникам тезисы докладов, что обязательно делают на более скромных конференциях. Докладчики внезапно исчезают. Или их заменяют третьи замы.

Поэтому я сосредоточился не на тексте докладов, а на вопросах, которые задавали докладчикам. И на реакции зала. Вот выступил, например, Олег Долматов, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с докладом «Осуществление государственного контроля в РФ за водными объектами: первоочередные задачи и перспективы». А ему Александр Воронцов из Балтийского института экологии, политики и права вопрос:

bodytextimage_IMG_9762.JPG Photo: Фото: Виктор Терешкин

– В прошлом году в решении V форума «Экология» были конкретные предложения, получившие поддержку – о методах выявления в реальном времени загрязнения водной среды. Будете ли вы их использовать?

А Долматов объяснил, что они имеют право проводить проверки раз три года, а по факту – раз в четыре. И это все.

– Главная проблема для нас – отсутствие современного природоохранного флота, – пожаловался чиновник. – Тот флот, который нам достался от морских инспекций, уже устарел, ничего нового у нас нет. Мы стоим в листе ожидания Минфина, но когда начнется строительство, не знаю. В бюджете на 2015 год деньги на это не предусмотрены.

По-военному четко прочел доклад «О порядке разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов РФ» Александр Бондар, заместитель начальника регионального центра по надзорной деятельности Северо-Западного регионального центра МЧС. Он выступал вместо Владимира Артамонова, статс-секретаря, заместителя министра МЧС РФ. Эксперт ЭПЦ «Беллона» Алексей Щукин задал вопросы:

– Сколько зарегистрировано официальных разливов нефти и нефтепродуктов в 2014 году? Как это соотносится с тем, что было в 2013-ом? Сколько нефтепродуктов вылилось? Какие суммы были собраны с виновников, и какой процент это составляет от тех сумм, которые необходимы на ликвидацию последствий таких аварий?

И услышал от Александра Бондара ответ:

– Большая часть вашего вопроса не входит в компетенцию МЧС России.

Модератор Георгий Карлов живо отреагировал:

– А чьи это вопросы?

И тут зал грохнул от смеха.

Упрямый Щукин настаивал:

– Так кто должен контролировать количество нефтепродуктов, попавших на землю, в воду в результате аварий?

Из зала подсказали – Ростехнадзор!

Карлов тут же – еще бойчее:

– Тут есть представители Ростехнадзора? Сейчас нет? Пригласим!

Зал опять разразился хохотом.

Карлов не сдавался:

– Давайте мы сделаем депутатский запрос в правительство – кто за это отвечает, и на этот вопрос нам будет дан ответ.

Тут мой сосед безнадежно махнул рукой.

Заместитель председателя ЭПЦ «Беллона» Юрий Вдовин решил узнать:

– В каком состоянии сейчас находится полигон Красный Бор? Где сейчас захоранивают ядовитые отходы?

bodytextimage_IMG_9772.JPG Photo: Фото: Виктор Терешкин

Наталья Соколова, руководитель Управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ответила:

– В конце прошлого года Росприроднадзором СЗФО полигону действительно была выдана лицензия на осуществление деятельности, в том числе размещение отходов 1 класса опасности. Мы запросили материалы лицензионного дела, они находятся на рассмотрении у нас, и будет вынесено решение и доведено до СЗФО в ближайшее время. На сегодняшний момент размещать токсичные отходы на полигоне запрещено.

Вдовин настаивал:

– Так куда сейчас сбрасывают ядовитые отходы?

Ответа на этот вопрос он не дождался.

На этом можно было бы поставить точку. В тот день было еще много докладов, круглых столов и всевозможного официоза. Еще больше круглых столов и официоза было в пятницу, 27 февраля в заключительный день VI Международного форума «Экология». Не сомневаюсь, что будет исписана гора бумаг, посланы очередные запросы, будут греметь победно фанфары и скакать тысячи курьеров. Но у меня возникло стойкое ощущение, что все это дорогое действо имеет такой же КПД, как допотопный паровоз «овечка».