News

Рекордное количество “происшествий” выявлено на АЭС России в августе

Контрольно-измерительная аппаратура Нововоронежской АЭС.
РосЭнергоАтом

Опубликовано: 13/09/2008

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщила, что в августе 2008г. ею было зафиксировано восемь отклонений в работе российских атомных электростанций. Это наивысший показатель аварийности за весь год, обычно за месяц происходит 3-5 нарушений в работе АЭС.

Происшествия случились на 6 из 10 действующих АЭС – Нововоронежской, Курской, Калининской, Ленинградской, Кольской и Балаковской. «Радиационная обстановка в районе расположения атомных станций нормальная», – говорится в пресс-релизе Ростехнадзора.

На пятом энергоблоке Нововоронежской АЭС в августе проводился планово-предупредительный ремонт и перегруза ядерного топлива. Наибольшее число отклонений – 3 выявлено именно на нем. 1 и 11  августа 2008г. при проведении периодического контроля основного металла и сварных соединений трубопровода системы аварийного охлаждения активной зоны были обнаружены трещины в сварном соединении. Эксперты неоднократно предупреждали, что именно сварные швы являются слабым местом АЭС корпусного типа с реакторами ВВЭР, к которым относится обследуемый реактор. По счастливой случайности трещины в сварных соединениях были вовремя обнаружены.

bodytextimage_8_b.jpg Photo: РосЭнергоАтом

24 августа 2008г. на энергоблоке № 5 Нововоронежкской АЭС при подготовке реактора к пуску и выполнении измерений нейронно-физических характеристик активной зоны было обнаружено отсутствие движения органа регулирования системы управления и защиты вверх от ключа с блочного щита управления. Для устранения неисправности было принято решение об останове реакторной установки и расхолаживании.

28 августа 2008 г. после окончания планово-предупредительного ремонта и перегрузки ядерного топлива энергоблок № 5  Нововоронежской АЭС  был включен в сеть. Сообщается, что наряду с ремонтом оборудования на нем были проведены работы по подготовке к продлению срока эксплуатации. Сайт АЭС о выявленных отклонениях в работе не сообщал.

Если на Нововоронежской АЭС неисправности были выявлены во время ремонта, то остальные «происшествия» вызвали остановку или снижение мощности работающих реакторов. Наиболее опасным является аварийная остановка реакторов Чернобыльского типа РБМК, находящихся в эксплуатации на Курской и Ленинградской АЭС.

Реакторы на Курской и Балаковской АЭС были остановлены операторами, что, возможно, предотвратило развитие более серьезных аварий. 7 августа 2008г. на энергоблоке № 1 Курской АЭС после окончания опробования самопроизвольно открылся главный предохранительный клапан. Энергоблок был остановлен персоналом. 31 августа 2008г. на энергоблоке № 2 Балаковской АЭС из-за самопроизвольного неуправляемого движения вниз органов регулирования системы управления и защиты (СУЗ) реактор был остановлен действиями персонала. Неисправности предохранительного клапана могут привести в выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду. Нештатно работающая СУЗ и вовсе может стать причиной аварии, сравнимой с Чернобыльской.

На Калининской, Ленинградской и Кольской АЭС реакторы были остановлены или разгружены в результате срабатывания автоматической защиты. 14 августа 2008г. на энергоблоке № 1,2 Калининской АЭС в результате повреждения трансформатора тока действием электрических защит отключился автотрансформатор и резервный трансформатор. Блок №1 был разгружен до 450 МВт. Блок №2 был отключен действием автоматической защиты. Интересно, что в этом случае даже наличие резервного трансформатора не предотвратило снижение мощности и отключение энергоблока. 17 августа 2008г. на энергоблоке № 4 Ленинградской АЭС произошло снижение нагрузки блока  в результате срабатывания защиты по сигналу увеличения уровня в подогревателе низкого давления. 28 августа 2008г. на энергоблоке № 3 Кольской АЭС произошло отключение турбогенератора и снижение нагрузки блока на 50% от предшествующего уровня мощности из-за срабатывания защиты по сигналу «перегрузка тока ротора».

Любое «происшествие» при ошибочных действиях операторов или неправильной работе автоматики может привести к тяжелой аварии или даже катастрофе. В августе 2008 года этого удалось избежать.