News

Проект «Лепсе». Дорога длиной в двадцать семь лет

Bellona

Опубликовано: 25/06/2010

Автор: Андрей Пономаренко

Позиция Беллоны по проекту утилизации плавучей технологической базы (птб) «Лепсе», где хранится поврежденное отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с атомных ледоколов.

Вступление

Плавучая технологическая база (птб) «Лепсе» является ядерно- и радиационно-опасным объектом. «Начинка» судна — отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с атомных ледоколов.

В 1988 году судно выведено из эксплуатации. В 1989 году было принято Постановление ЦК КПСС, которое определило необходимость утилизации «Лепсе». В 1990 году плавтехбаза переведена в категорию стоечных судов. В 1999 году, после проведенного докового ремонта на судоремонтном заводе «Нерпа» судну присвоен класс стоечного, несамоходного.

В настоящее время судно находится в отстое у плавучего причала федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Атомфлот», занимающегося техническим обслуживанием атомного ледокольного флота. Предприятие расположено на берегу Кольского залива в 2-х километрах от границы города Мурманск (население около 315000 тыс. человек). Судно находится в хозяйственном ведении ФГУП «Атомфлот», входящего в систему государственной корпорации «Росатом».

Передача атомных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания (АТО) «Росатому» из доверительного управления открытого акционерного общества «Мурманское морское пароходство» (ОАО «ММП») состоялась в августе 2008 года.

Соглашения, решения и мероприятия по проекту «Лепсе» растянулись на достаточно длительный период времени. Двадцать семь лет, а может и больше. Если считать началом 1989 год — принятие решения Правительством СССР о необходимости утилизации судна и концом 2016 год — когда, в соответствии с предварительным графиком, должна закончиться выгрузка ОЯТ.

В данной публикации использованы материалы, полученные на прошедшем в Санкт-Петербурге 20-21 апреля форуме-диалоге «Атомная энергия, общество, безопасность» и ответ на запрос Беллоны заместителя генерального директора ГК «Росатом» Евстратова.

Источник проблемы «Лепсе»

Строительство транспортного судна «Лепсе» было начато в 1934 году на Николаевском судостроительном заводе (Республика Украина). В 1961 году по специальному проекту судно было переоборудовано на Адмиралтейском заводе (г. Санкт-Петербург) под плавучую технологическую базу. В период 1963–1981 г.г. птб «Лепсе» обеспечивала перезарядки ядерных реакторов атомных ледоколов.

bodytextimage_d8352c8e3b396edd4d5034d0306a726b.jpeg Photo: Bellona

Радиоактивность ОЯТ в хранилище оценивается в величину около 25000 ТБк (675 тыс. Кюри), что соизмеримо с активностью выброса при аварии на производственном объединении «Маяк» (Челябинская область) в 1957 году. По проведенным расчетам в топливе содержится суммарно около 260 кг урана (U-235), 156 кг продуктов деления и 8 кг делящегося радионуклида плутония (Pu-239). Радиационная обстановка на судне в технологических помещениях характеризуется значительными уровнями мощности дозы гамма-излучения: 0,02 ÷ 10 мЗв/ч (2 ÷ 1000 мР/ч).

В помещении хранилища ОЯТ (в пеналах и кессонах) размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС), в том числе, выгруженных из реактора атомного ледокола «Ленин» после аварий в 1965 и 1967 г.г.

В большинстве, ОТВС (621 шт.) размещены в пеналах (18 шт. — в кессонах) хранилища и имеют коррозионные разрушения, сопровождаемые изменением геометрических размеров и просыпью топливной композиции, исключающее возможность свободного извлечения ОТВС из хранилища по существующей технологической схеме. Извлечение ОТВС из кессонов является сложной технологической и радиационно-опасной операцией. На судне в контейнерах находятся около 50 м3 твердых радиоактивных отходов различного уровня активности. В судовых помещениях контролируемой зоны размещено специальное оборудование, имеющее радиоактивные загрязнения.

Судно находится у причала ФГУП «Атомфлот» вблизи сложного судоходного фарватера Кольского залива. Несмотря на все принимаемые меры по обеспечению безопасности, вероятность навигационной аварии (столкновения с другим судном) существует. При настоящем физическом износе и старении корпуса судна столкновение может привести к затоплению птб «Лепсе», что вызовет экологическую катастрофу в акватории Кольского залива.

Хроника событий

Вопрос о необходимости утилизации птб «Лепсе» был определен Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 10.09.89 г. № 1095-296 и решением Военно-Промышленной комиссии при СМ СССР от 25.04.88 г. № 132 по инициативе Мурманского морского пароходства. Специалистами пароходства, научных и проектных организаций рассматривалась комплексная утилизация плавтехбазы. Предусматривалась разработка технического решения обращения с ОЯТ.

В 1992 году ВНИПИ промышленной технологии (структура бывшего Минатома РФ) совместно с научными и конструкторскими организациями начал разработку научно-технического обоснования, целью которого являлось создание комплексной схемы обращения с птб «Лепсе». Работы финансировались за счет ОАО «ММП» и были прекращены в 1994 году в связи отсутствием финансовых средств.

Учитывая экологическую значимость проблемы, высокую стоимость проектных работ и самой утилизации, по инициативе ОАО «ММП» тема «Лепсе» была включена в «Федеральную целевую программу по обращению с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизации и захоронению на период 1993-1995 гг. и перспективу до 2005 года» (ФЦП РАО). Она вошла в состав первоочередных мероприятий. Однако финансирование работ не проводилось в связи с отсутствием бюджетных средств.

bodytextimage_c8971090a7a72f5a2a7d2e5806a01d06.jpeg

В 1994 году по инициативе норвежского экологического объединения Bellona в план работ Евро — Арктического (Баренц) региона на 1994-1995 гг. был включен пилотный проект утилизации «Лепсе». В 1995 году проблема обращения с птб «Лепсе» была включена в планы Европейской комиссии, и проект получил международный статус. На стадии обсуждения международного «Проекта комплексной утилизации птб «Лепсе» западные доноры предложили выделить финансовые средства на решение проблемы. В рамках программы TAСIS Консорциум «SGN» (Франция) и «AEA T’s Nuclear Engineering» (Великобритания) выполнили два отчета (1996-1997 гг.). Эти отчеты российскими специалистами классифицируются как предпроектная проработка проблемы.

В 1998 году проект утилизации птб «Лепсе» был включен в «Соглашение между Правительством Королевства Норвегии и Правительством РФ о сотрудничестве в области охраны окружающей среды в связи с утилизацией российских АПЛ в северном регионе».

В 2000 году подписано соглашение (№ CRU 1001.02 А) между Французским агентством развития AFD (Agency Francaise de Development) и ОАО «ММП» об оказании финансовой помощи пароходству для реализации проекта «Лепсе», по которому AFD предоставит субсидию в размере 1 372 040 Евро.

С целью минимизации воздействия радиационного облучения на персонал птб «Лепсе» норвежское экологическое объединение Bellona в 2001 году поставило береговой комплекс жилых контейнеров для экипажа стоимостью около 1 млн. крон (120 тыс. долларов). До этого экипаж «Лепсе» находился постоянно на борту судна.

Для поддержания безопасного отстоя судна и проведения работ по обращению с плавтехбазой Министерство транспорта РФ на 2002 год выделило ОАО «ММП» 50 млн. рублей.

В 2002 году в соответствии с «Планом первоочередных мероприятий по обращению с плавтехбазой «Лепсе», утвержденным Министерством атомной энергетики (май 2001 года), была разработана «Программа по обеспечению экологической безопасности отстоя судна и комплекс мероприятий по обеспечению длительного хранения ОЯТ и утилизации РАО».

В рамках этой программы выполнены следующие научно-технические работы:

— предварительная оценка радиационного воздействия на персонал при выгрузке ОЯТ (НИИ промышленной и морской медицины, г. Санкт-Петербург);

— аналитическая записка по определению объема работ, срокам исполнения при конвертации птб «Лепсе», включая выгрузку ОЯТ и РАО (АО «Атомэнерго»);

— о сливе воды из контура Б хранилища ОЯТ птб «Лепсе» (РНЦ «Курчатовский институт», г. Москва).

Выполнена работа по предварительным технико-экономическим исследованиям (ТЭИ) и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Проведены разработка и сертификация контейнера для ОЯТ по требованию Госатомнадзора РФ.

Для нормализации радиационной обстановки на судне реализованы следующие мероприятия:

— дезактивация и нанесение защитных пленочных покрытий в помещениях контролируемой зоны;

— создание инженерных и иммобилизационных барьеров в помещении цистерны №1 и в самой цистерне;

— удаление и переработка высокоактивных ЖРО из этой цистерны;

— подготовительные работы по удалению охлаждающей воды из контура Б;

— выполнено обследование судна и доковые работы по ремонту корпуса и оборудования в 2009 году.

В результате выполненных работ по дезактивации и созданию барьеров в помещениях контролируемой зоны уменьшены: в 2-5 раз уровни гамма-излучения и радиоактивное загрязнение в 50-1000 раз. Это позволит снизить индивидуальные дозы персонала, обслуживающего судно.

07 июля 2003 года между ОАО «ММП» и Северной Экологической финансовой корпорацией — NEFCO (The Nordic Environment Finance Corporation) подписано «Соглашение о выделении гранта. Проект выгрузки топлива с птб «Лепсе». Его подписание фактически положило начало реализации международного проекта. NEFCO консолидирует собственные средства, а также средства Норвегии и Нидерландов в размере 4 623 530 Евро. Общая сумма финансирования проекта международными донорами должна была составить 12 028 000 Евро, а сумма субсидий вышеуказанных участников проекта составляла 5 955 570 Евро. Европейская комиссия подтвердила выделение оставшейся суммы в размере 6 032 430 Евро.

06 октября 2003 года между ОАО «ММП» и французской компанией «SGN» было подписано «Соглашение об инжиниринговых услугах в рамках проекта выгрузки ОЯТ, Фаза 1А». Соглашение, вступившее в силу 02 марта 2004 года, предусматривало выполнение базового отчета, технического задания (ТЗ) и обоснования инвестиций (ОБИН) с привлечением российских субподрядчиков. Финансовые средства доноров на разработку этих документов предоставлены французской компании «SGN».

Начали возникать разногласия в отношениях между западным подрядчиком (французская фирма «SGN»), разрабатывающим проект по выгрузке ОТВС из хранилища судна, и ОАО «ММП», координирующим проект с российской стороны, что затягивало реализацию проекта. Соглашение утратило юридическую силу в ноябре 2004 года в связи с истечением срока действия.

Несмотря на подписание финансовых соглашений с иностранными партнерами, с 1998 по 2005 год практическое решение проблемы утилизации птб «Лепсе» было приостановлено. Основной причиной было отсутствие двухсторонних соглашений о гражданской ответственности за ядерный риск между Россией и иностранными донорами.

В соответствии с заключением специалистов АО «Атомэнерго», разработавшим «Аналитическую записку по определению объема работ, срокам исполнения и стоимости при конвертации плавтехбазы «Лепсе», включая выгрузку с нее ОЯТ, жидких и твердых РАО. Проект № 325», согласованной Инспекцией Российского Морского Регистра судоходства по атомным судам, проект комплексной утилизации судна должен быть завершен до 2008 года, т.е. до истечения срока действия документов Регистра для «Лепсе».

В 2005 году по распоряжению «Росатома» и «Росморречфлота» была поручено АНО «Аспект-Конверсия» разработать комплекс технической документации на утилизацию «Лепсе». Группой организаций в составе: ФГУП «ОКБМ», «ГИ «ВНИПИЭТ», НИПТБ «Онега», «ЦНИИТС», «ЦНИИ им. Крылова», «Атомфлот», СРЗ «Нерпа», НИИ ПММ, ОАО «ММП» под руководством АНО «Аспект-Конверсия» в 2006 году был создан предварительный проект и в 2007 году — технико-экономическое обоснование.

В соответствии с контрактом TACIS между АНО «Аспект-Конверсия» и Европейской Комиссией в период с декабря 2005 года по апрель 2007 года был разработан комплект проектно-организационной документации (КПОД) на комплексную утилизацию «Лепсе». Он содержал следующие задачи:

1. разработка рабочего проекта;

2. подготовка судна к буксировке на судоремонтный завод (СРЗ) «Нерпа»;

3. подготовка на СРЗ «Нерпа» специальной инфраструктуры;

4. проектирование и строительство пристройки к хранилищу ОЯТ (здание №5) на ФГУП «Атомфлот»;

5. буксировка судна на СРЗ «Нерпа» и постановка на стапель;

6. демонтаж корпусных конструкций и оборудования;

7. выгрузка ОЯТ;

8. транспортировка контейнеров с ОЯТ на ФГУП «Атомфлот»;

9. размещение контейнеров с ОЯТ на временное хранение в пристройке к хранилищу ОЯТ (здание №5) или его отправка на производственное объединение «Маяк»;

10. переработка ЖРО и ТРО;

11. формирование 2 блоков-упаковок из остатков конструкций судна;

12. транспортировка блоков-упаковок в пункт длительного хранения (ПДХ) «Сайда» и постановка на длительное хранение.

В настоящее время АНО «Аспект-Конверсия» не является подрядчиком проекта «Лепсе». Ответственным за реализацию проекта «Лепсе» является ФГУП ФЦ ЯРБ (федеральный центр ядерной и радиационной безопасности) государственной корпорации «Росатом».

Утилизация птб «Лепсе» включена в список 9 первоочередных проектов, разработанных по заказу ЕБРР и включенных в Стратегический Мастер-план утилизации и экологической реабилитации, выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры Северо-Запада РФ.

Грантовое исполнительное соглашение (ГИС) было подписано 5 июня 2008 года: Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) — в качестве администратора Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» (ППСИ), государственной корпорацией «Росатом» и ФГУП ФЦ ЯРБ — в качестве получателя Гранта. Грант охватывает первый этап, который начинается с разработки проекта и заканчивается буксировкой судна на СРЗ «Нерпа». В рамках соглашения будет выделено 43 млн. Евро.

В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008-2015 г.г.» на утилизацию «Лепсе» выделяется 320 млн. руб. Таким образом, финансирование со стороны России будет менее 10 млн. Евро.

После разработки проекта и сметной документации на весь объем работ по утилизации ЕБРР будет готов обсудить вопрос финансирования работ второго этапа утилизации птб «Лепсе». На втором этапе будут проведены все остальные работы, которые включают выгрузку и транспортировку ОЯТ, разделку судна на блоки, постановку блоков в ПДХ «Сайда».

В августе 2008 года состоялась передача атомных ледоколов и судов АТО из доверительного управления ОАО «ММП» в ведение государственной корпорации (ГК) «Росатом». Таким образом, в настоящее время проблема утилизации «Лепсе» лежит на «плечах» ГК «Росатом».

В сентябре 2008 года состоялась пресс-конференция руководства ФГУП «Атомфлот». На ней была высказана уверенность, что ОЯТ «Лепсе» в ближайшие 2-3 года должно оказаться на берегу. Это было оптимистичное заявление. Из предварительного графика выполнения проекта комплексной утилизации видно, что начало выгрузки ОЯТ запланировано на третий квартал 2012 года, либо первый квартал 2013 года.

ФГУП ФЦ ЯРБ создал группу управления проектом (ГУП). ГИС предусматривает привлечение международного консультанта для поддержки работы ГУП с тем, чтобы обеспечить соответствие всех работ международным стандартам и технологиям. В то же время все работы должны проводиться в соответствии с действующим российским законодательством и стандартами.

ГУП подготовил тендер для выбора международного консультанта (МК) и разослал приглашение представить контрактные предложения организациям, выразившим свою заинтересованность. В 2009 году проводился открытый конкурс для выбора МК.

bodytextimage_a86a05f03e191e1d6a26a7e40454f412.jpeg

В рамках Грантового соглашения между NEFCO и ФГУП «ФЦ ЯРБ» компанией AMEC NSS в 2009 году проведена международная экспертиза стоимости выполнения работ по комплексной утилизации судна (произведена оценка реальных затрат по проекту). 09 апреля 2010 года был подписан контракт с международным консультантом — компанией Нувиа Лимитед (Великобритания).

В 2009 году согласно пункту № 270 ФЦП ОЯРБ силами ФГУП «Атомфлот» был выполнен контракт (заказ) на комплекс работ по утилизации плавтехбазы «Лепсе»: проверка состояния корпусных конструкций и подтверждение соответствия состояния судна требованиям, установленными Российским морским регистром судоходства в целях перевода судна к месту утилизации. Начальная (максимальная) цена контракта — 10 млн.155 тыс. руб.

Из средств ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период с 2008 по 2015 г.г.» в 2010 году предполагается выполнить комплексное инженерное радиационное обследование (КИРО) птб «Лепсе» и провести работы по улучшению радиационной обстановки.

Утилизация судна, варианты выгрузки ОЯТ. Будущие планы

Проект выгрузки отработавшего ядерного топлива из хранилища птб «Лепсе» — сложная техническая задача. В настоящее время организациями, занимавшимися разработкой проекта, принята предварительная схема выгрузки, состоящая из следующих этапов.

Этапы:

— проверка возможности выгрузки ОТВС из пеналов усилием, не превышающим вес самой ОТВС (такие сборки выгружаются штатным способом с помощью контейнера  и загружаются в транспортные чехлы);

— вырезка ОТВС, выгрузка которых невозможна штатным способом, вместе с пеналами и загрузка их в чехлы марки ЧТ-14Ш (для штоковых ОТВС);

— решение  вопроса о работе с кессоном № 3, в котором находятся 9 ОТВС с разорванными чехловыми трубами (варианты: вырезка всего кессона или «омоноличивание» внутренней полости кессона специальными радиационно-стойкими  смесями без вырезки, то есть кессон будет оставлен в блоке хранилища судна на длительное время).

За предыдущие 15 лет было предложено 5 технологий выгрузки ОЯТ:

— технология французской фирмы «SGN» — 2005 год;

— технология научно-производственной фирмы «Трансатом» (регламент ВНИПИЭТ) — 2002 год;

— технология Ю.В.Черногорова — 2004 год;

— технология АО «Атомэнерго» (г. Санкт-Петербург) — 2002 год;

— технология ОАО «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (г. Северодвинск, Архангельская область) — 2007 год.

Все вышеупомянутые инициативы на сегодняшний день практического воплощения не получили.

В предварительном плане выгрузки ОЯТ есть несколько важных моментов, связанных с состоянием ОТВС и особенностями, которые могут возникнуть при их выгрузке.

Предложения по выгрузке с учетом некоторых особенностей разработаны бывшим главным технологом специальной группы атомного ледокольного флота, а с 2005 года — экспертом ЭПЦ Беллона по атомным проектам Ю.В. Черногоровым.

Для наглядности они представлены в виде таблицы:

Этапы предлагаемой технологии выгрузки

Особенности, которые могут оказать влияние на безопасность выгрузки

Предложения Ю.В. Черногорова

1.

Проверка возможности выгрузки ОТВС из пеналов усилием, не превышающим вес самой ОТВС (выгрузка штатным способом с помощью контейнера и загрузка в транспортные чехлы).

 

Предполагаемая технология имеется в ОКБМ им. Африкантова, которую разработали под вариант выгрузки ОТВС из пеналов, загрузку в специальные тонкостенные технологические пеналы и последующую загрузку в чехлы.

 

Из-за длительного, «мокрого» хранения  ОТВС, имеющих трещины и коррозионные повреждения оболочек ТВЭЛ, существует большая вероятность их разрушения при попытке выгрузки штатным способом. Возможное превышение доз облучения персонала и загрязнение высокоактивным илистым осадком, содержащимся на дне пеналов, не позволит продолжить работу.

Вырезка  всех, без исключения, пеналов с ОТВС без проверки возможности выгрузки ОТВС штатным способом. Вырезанный пенал с ОТВС размещается в чехле ЧТ-14Ш, загружается в контейнер ТК-18 для передачи на ПО «Маяк». ОТВС, содержащие уран-циркониевую композицию, в чехлах ЧТ-14Ш хранятся на птб «Лотта» (ФГУП «Атомфлот»).

 

2.

Обращение с кессоном №3 бака правого борта, в котором хранятся аварийные ОТВС, которые невозможно достать штатным способом.

 

Предлагается:

омоноличивание внутренней полости кессона специальными смесями без вырезки из хранилища, вырезка блока с хранилищем из корпуса судна и постановка на длительное хранение на площадке в губе Сайда.

ПДХ в губе Сайда не приспособлен для хранения делящихся материалов. Потребуется длительное контролируемое хранение блока с ОЯТ. Истонченные борта судна в блоке при предполагаемом хранении со временем могут разрушиться, что приведет к радиоактивному загрязнению территории.

Заполнение нижней части кессона №3 (около 1 м) радиационно-стойкой эпоксидно-акриловой смесью, а в верхней части — бетонной смесью. Вырезка кессона № 3 из хранилища и размещение его в специальном контейнере на территории ФГУП «Атомфлот» или в другом месте на длительное хранение.

К этим предложениям проявил интерес ФГУП «ФЦ ЯРБ». По предварительной договоренности с представителем головного подрядчика, предложения будут включены в рабочую документацию проекта выгрузки ОЯТ.

В настоящее время, на основании разработанного ранее комплекта проектной, организационной и технологической документации (КПОД) и эскизного проекта выгрузки ОЯТ, ФГУП «ФЦ ЯРБ» занимается подготовкой технического задания для создания рабочего проекта. Отдельным направлением разработки будет проект подготовки птб «Лепсе» к переводу на СРЗ «Нерпа» с учетом выполнения максимального набора работ на ФГУП «Атомфлот».

Головной подрядчик — ФГУП «ФЦ ЯРБ» — должен подготовить материалы  и проект технической спецификации для проведения конкурса по выбору группы предприятий.  ФГУП «ФЦ ЯРБ» должен будет обосновать выбор той кооперации предприятий, которая ранее разработала КПОД. Эта группа  создаст рабочий проект утилизации.

Имеется и предварительный план-график утилизации птб «Лепсе».

bodytextimage_lepse-graf.PNG

Первый этап утилизации «Лепсе» должен занять 2 года и 4 месяца, начиная с 01 марта 2010 года. Конечным результатом реализации первого этапа станет постановка судна на стапель-плиту СРЗ «Нерпа».

Создание рабочего проекта утилизации судна займет 2 года в период с 4 квартала 2010 года по 3-ий квартал 2012 года.

Выгрузку ОЯТ планируется проводить 3 года и 9 месяцев в период с 4-го квартала 2012 года по 1-ый квартал 2016 года.

Но сроки могут быть пересмотрены в сторону увеличения. Как это происходило неоднократно ранее по причинам отсутствия финансовых средств и несогласованности различных структур.

Заключение

«Росатом» объявил, что с момента подписания контракта с международным консультантом, т.е. с 9 апреля 2010 года началась практическая реализация проекта «Лепсе».

На настоящее время выполнены и выполняются следующие мероприятия:

— утверждено технико-экономическое обоснование проекта;

— разработан эскизный проект комплексной утилизации «Лепсе», который должен обосновать завершение утилизации судна в течение 5-6 лет;

— утверждено межведомственное решение о промышленной утилизации судна на головном филиале ОАО ЦС «Звездочка» — СРЗ «Нерпа»;

— разработан предварительный план закупок и предварительный график проекта, которые должны быть согласованы с МК и ЕБРР;

— разработаны проекты технических спецификаций на первоочередные работы для последующего согласования с МК и одобрения ЕБРР;

— разработан и изготовлен стенд-имитатор хранилища птб «Лепсе» для отработки технологии выгрузки ОТВС в ОАО «ОКБМ  им. Африкантова» за счет средств ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период с 2008 по 2015 г.г.»;

— достигнута договоренность с ФГУП «ПО «Маяк» о приеме на переработку ОЯТ  «Лепсе» (в том числе и дефектного);

— за счет средств федерального бюджета и Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение» создается инфраструктура для обеспечения безопасного вывода из эксплуатации птб «Лепсе» и проводятся практические работы по подготовке к утилизации на СРЗ «Нерпа».

Как следует из вышеприведенного графика, предварительные работы по подготовке птб «Лепсе» к утилизации планируется выполнять на ФГУП «Атомфлот».

По всей видимости, такое решение было вызвано стремлением «Росатома» (ФГУП «Атомфлот») получить дополнительное финансирование из государственного бюджета и международных программ для выполнения этих работ, а заодно и для своих целей. С точки зрения всех видов «безопасности» — ядерной, радиационной, навигационной и др. — лучшим местом для выполнения этих работ был бы судоремонтный завод «Нерпа». СРЗ «Нерпа» имеет намного больший опыт по подготовке судов к утилизации, а бухта Кут в губе Оленья, где находится предприятие — это совершенно закрытая и безопасная акватория, в которой вероятность навигационной аварии гораздо ниже, чем в судоходном Кольском заливе, где располагается ФГУП «Атомфлот». С точки зрения ядерной и радиационной безопасности, удаленность СРЗ «Нерпа» от густонаселенного города — это преимущество и гарантия того, что в случае любого инцидента будут минимальные последствия для населения.

По нашему мнению, на ФГУП «Атомфлот» необходимо провести в короткие сроки только минимальный комплекс работ по подготовке судна к переходу на СРЗ «Нерпа»: удаление посторонних предметов из помещения хранилища, демонтаж «незагрязненного радиоактивными веществами» оборудования и приборов и т.п.

Вопрос о необходимости содержания экипажа судна в Снежногорске мог бы быть решен по типу выведенных из эксплуатации атомных подводных лодок — путем привлечения необходимого персонала из имеющихся в распоряжении СРЗ «Нерпа» специалистов. Перевод судна на СРЗ «Нерпа», на наш взгляд, позволил бы ускорить темп работ по подготовке судна к утилизации — руководство судоремонтного завода, определенно, будет заинтересовано в скорейшей реализации проекта при гарантированном финансировании Европейского банка реконструкции и развития.

Однако, здесь проблема заключается в том, что СРЗ «Нерпа» отказывается принимать на свою акваторию судно «Лепсе» без согласованного и утвержденного рабочего проекта выгрузки и разделки судна, опасаясь, что разработка проекта может затянуться, как уже бывало неоднократно с другими проектами, а опасное судно будет находиться в зоне ответственности СРЗ «Нерпа» бесконечное время. Поэтому «Росатом», который сегодня отвечает как за судно, так и за разработку проекта, принял решение выполнять первый этап — «Подготовка к выгрузке ОЯТ птб «Лепсе» — своими силами без проекта и параллельно готовить рабочий проект.

Беллона намерена продолжать мониторинг проекта утилизации «Лепсе». Наша позиция заключается в том, что бы при реализации этого проекта были соблюдены следующие основные принципы и условия:

— соблюдение максимальной безопасности при выполнении всех операций, в том числе и во время подготовки судна к выгрузке ОЯТ;

— разработка технической документации и ОВОС согласно требованиям нормативных документов;

— выполнение экологических экспертиз и проведение публичных слушаний на всех этапах, предусмотренных нормативными документами;

— открытость информации для общественности, соблюдение законности при организации общественных слушаний и проведении экологических экспертиз.