News

Протоколы Киотских мудрецов

Опубликовано: 17/07/2003

Автор: Василий Листвянов

В одном из древнейших японских городов – Киото – есть Рёандзи — Храм покоящегося дракона. В этом храме есть знаменитый Сад камней. Сад выполнен в стиле абстрактного «сухого ландшафта» — карэ-сансуй. Он состоит из пятнадцати скальных обломков, раскиданных так, что посетители могут одновременно видеть лишь четырнадцать из них, под каким бы углом они ни смотрели. Утверждается, что лишь тот, кто посредством длительных медитаций и нужного настроя сознания достигнет просветления, сможет увидеть последний, невидимый камень.

За несколько часов безмолвного созерцания я так и не увидел пятнадцатый камень. Пришлось сменить несколько позиций и даже привстать над «пейзажем».


…Прочитав кучу статей, выслушав кучу мнений относительно Киотского протокола, я сразу так и не понял: надо России ратифицировать его или нет? Такое впечатление, что каждый, кто знакомится с протоколом, видит в нем лишь то, что хочет увидеть он сам. Точь-в-точь как посетители Рёандзи: одни видят в камнях абстракцию карэ-сансуй, другие — нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна.


Что такое Киотский протокол?

В любом источнике на эту тему можно прочитать, что «Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанный в 1997 году 84 государствами, устанавливает порядок сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов, в первую очередь, CO2. Их накопление, по мнению многих ученых, — причина одной из основных экологических проблем современности и, вероятно, ближайших десятилетий — глобального потепления».


Киотский протокол был открыт для подписания 16 марта 1998 года. Он содержит юридические обязательства по целевым показателям выбросов газов для развитых стран на период после 2000 года. За период с 2008 по 2012 год данные обязательства позволят снизить общие выбросы шести основных парниковых газов на 5%. Однако изменения климата — это не только повышение температуры. Изменения касаются и других климатических явлений.


Не только сильную жару, но и сильные внезапные заморозки, наводнения (вспомним прошлогоднее наводнение в Европе!), сели, смерчи, ураганы объясняют эффектом глобального потепления. Климатическая система слишком сложна, чтобы ожидать от нее равномерного и одинакового изменения во всех точках планеты. И главную опасность ученые видят сегодня именно в росте отклонения от средних значений — значительных и частых колебаний температуры.


Рост средней температуры, изменения климата не проходят для экосистемы бесследно. Условия существования живых организмов меняются, и это, в свою очередь, ведет к труднопрогнозируемым последствиям, вымиранию одних видов и внезапному распространению других. (Не отсюда ли и рост мутаций среди определенных микроорганизмов? Например, появление вируса атипичной пневмонии?)

Большинство ученых считают, что климатические изменения происходят из-за усиления парникового эффекта в результате накопления в атмосфере парниковых газов, прежде всего, углекислого газа и метана. Эти газы действуют как «пленка» и отражают назад тепловое излучение Земли, не дают ей остывать. Действительно, за последние десятилетия концентрация в атмосфере CO2 выросла на треть, метана — в 2,5 раза,– это очень серьезное изменение химического состава атмосферы. Причины этого понятны — главный парниковый газ – CO2 в основном выбрасывается в атмосферу при сжигании угля, нефти и газа, а сейчас человечество за день сжигает столько топлива, сколько его образовывалось в недрах Земли за тысячи лет. Если бы не океан и наземные экосистемы, поглощающие CO2 из атмосферы, то его концентрация возрастала бы вдвое быстрее, чем сейчас наблюдается.


Мировое сообщество уже предприняло ряд согласованных мер. В 1988 году Генеральной Ассамблеей ООН учреждена Межправительственная группа экспертов по проблеме изменения климата (МГЭИК) — форум тысяч ученых, которые в своем последнем докладе (2001 г.) делают однозначный вывод – разбалансировка глобальной климатической системы в результате человеческой деятельности является одной из главных причин наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата. В 1992 году в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), а в 1997 году принят Киотский протокол РКИК, в 1998-1999 годах подписанный всеми ведущими странами, включая и Россию, и США. Теперь, согласно процедуре ООН, дело за ратификацией протокола.


Киотский протокол представляет собой международное соглашение между Европой, Японией и Канадой, которое юридически обязывает страны ограничить и снизить поступление парниковых газов в атмосферу. США, поразмыслив, этот протокол подписывать отказались, и он фактически в силу так и не вступил. Заинтересованные страны устремили свои взоры в сторону России. Однако России, как всегда, было не до глобальных проблем человечества: свои одолевали. Вечные политические дрязги, перманентно стопорящиеся экономические реформы, застывшая промышленность… (Кстати, по причине ступора в промышленности в России резко улучшилась экологическая ситуация – это признали почти все.)


Однако времена изменились. По сообщениям в СМИ, российское правительство уже наметило план мероприятий по доработке нормативных документов к ратификации Киотского договора. Более того, подготовленный доклад якобы уже передан на рассмотрение в Государственную думу, а слушания пройдут уже в мае.

Нужно ли России ратифицировать протокол?

Главное в протоколе — количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 годах. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 года будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.

Согласно Киотскому протоколу, основные загрязнители — ведущие индустриально развитые страны – должны взять на себя обязательство снизить в период с 2008 по 2012 год выбросы углекислого газа на 8% по сравнению с 1990 годом. Однако документ вступит в силу лишь тогда, когда он будет ратифицирован в странах, чья квота составляет в сумме не менее 55% мировых выбросов. На сегодняшний день протокол ратифицирован в 106 странах (страны ЕС, Япония, Канада, Китай, Бразилия, почти все страны Восточной Европы. Отказались участвовать в протоколе до 2013 года только две страны – США и Австралия). Их совокупная квота (43%) не дотягивает до этой цифры. Необходимый процент обеспечит ратификация протокола Россией. Сейчас сложилась ситуация, когда именно наш голос оказался решающим. По условиям Киотского протокола, в отсутствие США, без России он никогда не вступит в силу. Именно в этом геополитическая подоплека ратификации. Даже отвлекаясь от сути протокола, ясно, либо Россия должна поддержать мировое сообщество, прежде всего лидеров энергоэффективности – ЕС и Японию, либо пойти за президентом Бушем.


Есть мнение, что главная польза от ратификации Киотского протокола для России и в том, что сегодня это реальная возможность включиться в мировой процесс разрешения экологических проблем и совершенствования энергетики, пока это еще не требует существенных затрат. Низкий уровень выбросов позволяет России постепенно готовиться к переходу на новые энергетические технологии. Тем более что механизм совместного осуществления обязательств по Протоколу может быть использован для финансирования российских экологических программ.


Возможно, сейчас снижение выбросов CO2 и не так актуально для России в целом. Но пройдет время, промышленность и транспорт будут развиваться, и постепенно придет осознание необходимости перестраивать все то, что было создано в последние годы. К этому времени в других странах уже будут разработаны и внедрены достаточно эффективные технологии, позволяющие сокращать выбросы и утилизировать CO2. И тогда Россия вновь окажется отброшенной в прошлое.


Почему США не подписали протокол?

По мнению спецпредставителя Госдепартамента США Харлана Уатсона, подписание Киотского протокола нанесет его стране экономический ущерб. Так, по его словам, США в случае подписания этого протокола потеряли бы инвестиции, вложенные в энергетическое оборудование. К тому же повысился бы общий уровень потребительских цен в стране. А такое развитие событий американские власти никак не устраивает – в США и так не хватает инвестиций. При этом г-н Уатсон не отрицает, что США больше всех в мире выбрасывают в атмосферу парниковых газов — 22-23% от всего глобального их объема. Правда, США пообещали ООН, что в ближайшие 10 лет сократят свои выбросы на 18%.


Какова позиция правительства России

по Киотскому протоколу?


Все говорит о том, что политический выбор сделан. М.М.Касьянов, выступая 2 сентября 2002 года на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, заявил: «Россия готовится к его ратификации, которая, как мы надеемся, произойдет в самом недалеком будущем». Относительно недавно, 17 января, выступая на совместной российско-американской пресс-конференции, руководитель Росгидромета А.И.Бедрицкий, который является официальным представителем России в РКИК ООН, еще раз подтвердил эти намерения.


Вот лишь некоторые аргументы за подписание протокола.

У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 годы – 100% от уровня 1990 года (у стран ЕС в целом – 92%, у Японии – 94%, у США предполагалось 93%). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже, и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов.


Если Россия не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы — не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с CO2, и ничего), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы, если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.


Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 годах эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий).



Хорошие примеры сотрудничества

В свете российского сотрудничества с ЕС уже накопилось немало практических предложений по Киотскому протоколу. Только три примера.


В ряде регионов, например в Архангельской и Ленинградской областях, подготовлено более 10 российско-шведских энергетических проектов. Требуется придание им статуса проектов Киотского протокола, но фактически нет работоспособной системы рассмотрения и принятия проектов, способной это сделать.


Россия пропустила уже три раунда тендера климатических проектов голландской системы ERUPT, при этом проекты и желающие есть, но нет официального решения об участии России в данной системе. Кстати, совсем недавно в поддержку участия России в этой системе в правительство обратились представитель президента по Северо-Западному федеральному округу и министр энергетики.


Еще один источник средств, причем не заемных, а грантовых, — Экспериментальный углеродный фонд Мирового банка, аккумулировавший уже около 500 млн. долларов (в основном европейских партнеров). Однако там нет ни одного российского проекта, так как нет официального решения на участие в нем России.


Такие разные мнения…

В интервью нашему корреспонденту М.М.Циканов, заместитель министра экономического развития и торговли, отметил, что ратификация протокола принесет России только «политические выгоды». Более того, в долгосрочной перспективе ратификация протокола может негативно сказаться на российском ТЭКе, в частности, приведет к сокращению внутреннего потребления угля и, следовательно, к закрытию шахт.


Также Мухамед Циканов сообщил, что с 1990 года Россия уменьшила свои выбросы и имеет неизрасходованную квоту в

3 млрд. тонн в год. Однако она не может продать эту квоту из-за отсутствия рынка. Потенциальные покупатели – нынешние члены «клуба» крупнейших загрязнителей атмосферы – превысили свои квоты в общей сложности лишь на 300 млн. тонн, и именно таким может быть объем потенциального спроса на российские квоты. Сделка могла бы быть выгодной и в этих объемах, так как цена 1 тонны квоты оценивается примерно в 200 долларов — именно столько стоит снижение выбросов производства на 1 тонну. Однако западные партнеры не торопятся выкладывать миллиарды долларов за воздух. По словам Циканова, перспективы продажи российской квоты обсуждались с правительствами Японии и Великобритании, но представители этих стран выразили готовность обсуждать вопросы покупки лишь в теоретическом плане.


По мнению замминистра, реализация природоохранных функций Киотского протокола возможна только в том случае, если договор ратифицируют три страны, обеспечивающие более 50% выбросов — США, Россия и Китай. Ратификация протокола одной Россией бессмысленна.


Начальник управления экологии и энергосбережения ОАО «Газпром» А.А.Соловьянов подчеркнул, что после РАО «ЕЭС России» самое большое количество парниковых газов выбрасывают предприятия «Газпрома». Только в 2002 году в атмосферу было выброшено около 232 миллионов тонн парниковых газов. По словам А.А.Соловьянова, «Газпромом» утверждена программа энергосбережения на период с 2003 по 2004 год. Ее реализация позволит сократить к 2012 году выбросы парниковых газов на 8,6 миллиона тонн. Он убежден, что вступление в силу Киотского протокола даст возможность «Газпрому» привлечь необходимые инвестиции на осуществление программы и модернизацию оборудования.


По словам В.Н.Киселева, вице-президента ОАО «СУАЛ-Холдинг», ситуация относительно Киотского протокола сегодня похожа на басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Исполнительная и законодательная власти России и бизнес хотят одного и того же – чтобы ратификация Киотского протокола была выгодна экономике нашей страны, но при этом тянут в разные стороны. Он предложил А.И.Вольскому, президенту РСПП, «возглавить этот зоопарк».


Н.Л.Рациборинский, советник МИД РФ, считает, что сторонники ратификации Киотского протокола должны сейчас обратить особое внимание на США и те страны, которые ратифицировали Киотский протокол, но не взяли не себя конкретные обязательства. К ним, прежде всего, относятся Китай, Индия, Мексика, чья экономика интенсивно развивается. «Если Россия ратифицирует Киотский протокол, и он вступит в силу, то, по положению на сегодняшний день, стороны протокола будут контролировать меньше трети выбросов, — считает Н.Л.Рациборинский. – Поэтому необходимо вернуть США в Киотский протокол».


По мнению А.М.Мастепанова, начальника департамента Министерства энергетики РФ, в основе отказа США от Киотского протокола лежат чисто экономические причины. В настоящее время в Соединенных Штатах уже в принципе не рассматриваются варианты, при которых уровень выбросов 2010 года был хотя бы сопоставим с уровнем выбросов 1990 года. В исследовании Департамента энергетики США «Сценарии снижения выбросов углерода» наиболее оптимистичным (предусматривающим максимально возможное снижение объема выбросов за счет энергосбережения) является вариант, при котором рост выбросов в 2010 году по отношению к 1990 году составит «лишь» 11%. По оценкам Департамента энергетики США, объем необходимых инвестиций, направляемых ежегодно на реализацию этого высокоэнергоэффективного варианта, будет составлять 50-90 млрд. долларов.


Ну что, увидели пятнадцатый камень? Вроде, всем хорош Киотский протокол: и проблемы многие поможет решить, и Россию к мировому сообществу приблизит… А с другой стороны – зачем снова ссориться с США? Да и экономических выгод (по меньшей мере, сиюминутных) не наблюдается…


Поскольку проблем, подобных ратификации Киотского протокола, у нас еще предвидится немало (интегрирование в Европейские и международные институты, реформирование многих отраслей народного капиталистического хозяйства, болезненное становление малого предпринимательства и тому подобное), мы решили выносить на суд читателей статьи по наиболее острым экологическим темам. Есть тема, есть различные взгляды на нее. А что думаете вы, наши читатели, по этому поводу?