News

«Беллона» против Главкома ВМФ

Опубликовано: 11/08/2003

Завтра, 12 августа — в третью годовщину со дня гибели атомной подводной лодки «Курск» — Московский городской суд рассмотрит жалобу Экологического правозащитного центра «Беллона». «Беллона» настаивает на том, что сведения о радиационных авариях на атомных подводных лодках (АПЛ) должны быть рассекречены.

В трехлетнюю годовщину гибели «Курска» мало кто вспоминает о том, что общество могло не узнать даже о самом факте гибели АПЛ. Министерство обороны продолжает скрывать общественно значимую информацию об авариях. Между тем, сегодня на дне океана покоятся четыре атомные подводные лодки СССР/России.


Некоторое время назад Экологический правозащитный центр «Беллона» обратился к министру обороны Сергею Иванову с письмом, в котором призывал сделать открытой информацию об авариях на АПЛ Военно-морского флота СССР.


В письме, в частности, говорилось: «…По имеющимся у нас данным, полученным из различных открытых источников, на атомных подлодках с тактическими номерами К-19, К-387, ТК-208, К-279, К-447, К-508, К-209, К-210, К-216, К-316, К-462, К-38, К-37, К-371, К-367 в период с 1961 по 1985 годы имели место аварии (поломки) ядерных энергетических установок. Известно, что в результате этих аварий пострадали люди и произошли радиоактивные выбросы в окружающую среду. Вместе с тем, полные последствия этих чрезвычайных происшествий до сих пор скрыты от общественности…»


«Мы попросили Иванова в строгом соответствии с российскими законами рассекретить сведения о радиационных авариях», — говорит представитель «Беллоны», известный российский эколог Александр Никитин.


Обвинявшийся в разглашении государственной тайны за подготовку доклада «Беллоны» «Северный флот: потенциальный риск радиоактивного загрязнения региона», Никитин был полностью оправдан Верховным судом РФ в 2000 году.


Писали министру — ответил Главком

Однако ответ пришел не от того, к кому обращались, а от Главкома ВМФ Владимира Куроедова. Тот, во-первых, заметил, что «…Командованию ВМФ не известно, из каких открытых источников получена информация об авариях на АПЛ».


Видимо, ни главком, ни его помощники не читают открытую литературу, в том числе экологические издания.


Далее Куроедов признал одну аварию — на К-19 — и сообщил, что «в связи с тем, что военнослужащие К-19 давно уволены в запас, персональными данными по ним ВМФ не располагает, и, кроме того, данные сведения составляют врачебную тайну…».


Лицемерие этого ответа очевидно: известно же Куроедову о том, что увольнявшиеся матросы и офицеры в насильственном порядке давали подписку о неразглашении сведений о тех авариях на АПЛ, которые случились во время их службы.


Далее главком сообщил непонятливым экологам: «В настоящее время… приняты… законы, направленные на социальную защиту граждан… Организации, ответственные за данное направление работы, также… определены». Дескать, суетесь не в свое дело; кому надо, тот все знает.


Обращение в суд

Не удовлетворившись таким ответом, «Беллона» обратилась в суд: Минобороны устами Куроедова нарушило, по мнению экологической организации, и Конституцию РФ, и ряд положений нескольких законов, в частности, закона «О государственной тайне».


Пресненский суд г.Москвы принять заявление «Беллоны» к рассмотрению отказался, сославшись на то, что «это дело, связанное с государственной тайной, должен рассматривать Московский городской суд».


«Но мы как раз утверждаем, что тут никакой государственной тайны нет. И ответчик ещё не доказал, и вряд ли сможет доказать обратное. Поэтому в Мосгорсуде мы требуем пересмотра этого решения», — говорит директор ЭПЦ «Беллона» Иван Павлов.


Законы

В соответствии с российскими законами, государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа (Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации», ст.10).


К информации с ограниченным доступом запрещено относить документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом.


Согласно ст. 7 Закона «О государственной тайне», не подлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии экологии.


По мнению ЭПЦ «Беллона», сведения об авариях на АПЛ и их последствиях не могут быть отнесены к категории информации ограниченного доступа, и в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» должны быть рассекречены.




Слушания состоятся 12 августа в 10:55 в Московском городском суде (зал 222) по адресу: ул. Богородицкий Вал, д. 8.


Телефоны:

Иван Павлов, директор ЭПЦ «Беллона» (моб.) (812) 963 65 11

ЭПЦ «Беллона» (812) 327 29 43

Канцелярия по гражданским делам Мосгорсуда: (095) 963 55 74