News

ФСБ утверждает, что НПО финансируются британскими шпионами

Опубликовано: 23/01/2006

Автор: Рашид Алимов

В воскресенье вечером государственный телеканал «Россия» в передаче «Специальный корреспондент» рассказал об операции, проведенной ФСБ в Москве зимой этого года, когда сотрудникам ФСБ удалось «выявить» группу британских шпионов, работающих под прикрытием посольства своей страны.

Кроме того, в программе утверждалось, что через якобы уличенных в шпионаже сотрудников посольства поступали деньги для некоторых НПО, в частности, для Московской Хельсинкской группы и фонда «Евразия».

В программе продемонстрировали компьютерную графику, показывающую, как четверо британских шпионов-сотрудников посольства и один российский гражданин обменивались информацией, используя устройство, скрытое в камне в одном из скверов Москвы.

В студии ведущего Аркадия Мамонтова на телеканале «Россия» отказались как-либо комментировать этот сюжет. «Мы знаем, что после программы последовали разные заявления, но автор рассказал все в своей программе, больше он комментариев не дает по этому поводу».

Смысл шпионской истории в программе действительно сформулирован довольно четко: «Но главное даже не в этом, а в том, что один из британских дипломатов, вернее шпионов, оказался связан с некоторыми российскими неправительственными общественными организациями».

Как заявила в эфире пресс-секретарь ФСБ России Диана Шемякина, большинство НПО в России созданы, финансируются и существуют под патронажем правительств и общественных организаций США и их союзников по НАТО.

–> «Улики» против НПО
В кадре были продемонстрированы платежные документы, подписанные вторым секретарем посольства Марком Доу, по которым средства поступали Московской Хельсинкской группе и фонду «Евразия».

Кроме того, согласно документам, показанным в программе, деньги выделялись на проект «Создание сети школ общественного инспектора в отдаленных регионах Северной Сибири и Дальнего Востока».

«Какие это будут инспекторы, что они там будут смотреть в наших районах Северной Сибири и Дальнего Востока? Можно только догадываться», — говорит оперативный сотрудник ФСБ.

В фильме также было продемонстрировано соглашение с МХГ, подписанное Доу. Однако Нина Таганкина, исполнительный директор МХГ, заявила, что такого документа не существует, так как «все соглашения МХГ по грантам подписывает первый секретарь посольства Катя Линч. Доу соглашения с МХГ не подписывал».

Что касается платежного счета, он действительно был завизирован Доу, так как это входило в его обязанности, пояснила Таганкина.

Председатель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева прокомментировала поздно вечером в воскресенье в интервью Газете.Ру, что «абсолютно неважно, кто в Британском посольстве подписывает гранты для МХГ», и пояснила, что упомянутый в передаче грант Британского посольства в 23 тысячи фунтов стерлингов был использован на проведение семинаров по правам человека совместно с университетом Эссекса.

Министерство иностранных дел Великобритании отрицает сообщения о том, что ряд сотрудников посольства Великобритании в Москве вели разведывательную деятельность против России. Британский МИД выразил обеспокоенность и удивление подобными заявлениями. Об этом сообщила телекомпания ВВС. В заявлении МИД Великобритании говорится, что помощь неправительственным организациям в России осуществляется открыто.

Камень в огород НПО
Выпуск программы «Специальный корреспондент» в воскресенье не был запланированным ― в программе на сайте канала «Россия» анонсировался другой выпуск этой программы, посвященный миграции и трудностям при получении российского гражданства. Вероятно, показ шпионского выпуска в воскресенье был приурочен к первому заседанию Общественной палаты, члены которой были назначены президентом Путиным. Правозащитные организации в деятельности Общественной палаты не участвуют.

Так, Людмила Алексеева против участия в деятельности Общественной палаты, так как она была сформирована не демократическим способом. Президент назначил половину членов, а они выбрали остальных.

Общественная палата не смогла предотвратить принятие закона, направленного на ограничение деятельности НПО. Несмотря на выступления будущих членов палаты, Дума поспешила закончить рассмотрение закона до первого заседания нового органа.

В декабре и Европарламент, и Конгресс США призывали Госдуму просто снять законопроект с обсуждения.

Озабоченность была высказана в том числе и послом Великобритании в России Тони Брентоном, заявившим в начале января в интервью «Интерфаксу»: «Когда впервые появился законопроект, у нас возникли вопросы относительно того, как он повлияет, не станет ли это ударом по деятельности иностранным неправительственным организациям в России.»

«Британский совет напрямую взаимодействует со многими российскими НПО в рамках культурных и образовательных проектов. Не хотелось бы, чтобы этот законопроект нанес ущерб деятельности наших российских партнеров. И как я уже сказал, мы будем пристально следить, чтобы их работе не могло что-либо помешать», ― заявил тогда Брентон.