News

Радиоактивные отходы ледоколов предполагают вывозить в Красноярск

Опубликовано: 08/03/2000

Автор: Томас Нилсен

Мурманскому морскому пароходству предложили вывозить твердые радиоактивные отходы на хранение в Красноярский край. В этом месяце эксперты из Мурманска отправляются в Сибирь для оценки предложения.

В течение последних десяти лет Мурманское морское пароходство (ММП), в оперативном управлении которого находятся восемь атомных ледоколов и несколько вспомогательных судов для транспортировки и хранения радиоактивных отходов и топлива, изучало различные варианты хранения своих твердых радиоактивных отходов (ТРО). До 1986 года большая часть ТРО пароходства сбрасывалась в Карское море. Сегодня радиоактивные отходы (РАО), образующиеся в результате эксплуатации атомных ледоколов, размещаются на территории базы «Атомфлот» в нескольких километрах от Мурманска (Кольский полуостров). Сейчас на «Атомфлоте» хранится минимум 800 кубометров ТРО на борту судна «Лепсе» и «Володарский» и в пяти береговых хранилищах. Суммарная активность РАО составляет минимум 730000 ГБк. Количество ТРО должно значительно увеличиться в ближайшие годы за счет утилизации судна технологического обслуживания «Володарский». Помимо этого, вскоре должна начаться операция по извлечению ОЯТ из плавтехбазы «Лепсе», после чего само судно будет также утилизировано.

Ограниченные возможности Атомфлота

Емкости временных хранилищ на «Атомфлоте» ограниченны, а другой альтернативы хранения в регионе нет. Поэтому ММП приветствует предложение Железногорского химкомбината.


«Мы считаем этот вариант интересным. Скоро наши эксперты поедут в Железногорск, чтобы подробно изучить предложение и взглянуть на предлагаемое хранилище», — сообщил Вячеслав Рукша, генеральный директор ММП. Железногорск расположен в 50 км к северу от Красноярска на берегу реки Енисей. По словам Рукши, преимущество данного варианта в том, что ММП может грузить отходы на борт корабля в Кольском заливе. «Затем судно может напрямую идти в порт назначения».

4e15e632616585e6066694639af854e9.jpeg

Транспортировка РАО морем

Расстояние составит более 3500 км. Сначала маршрут пройдет через Баренцево, Печорское и Карское моря до Диксона, а затем вверх по реке Енисей до Железногорска. ММП имеет 60-летний опыт навигации в суровых условиях Арктики, и в последние десять лет ледоколы «Вайгач» и «Таймыр» осуществляли навигацию на этом участке.


Пароходство также рассматривало другие возможные альтернативы долговременного хранения своих радиоактивных отходов. Среди них был архипелаг Новая Земля в Арктике, а также Кольский полуостров.

9041ec73453f91d4d0607bafe755e045.jpeg

Новое подземное хранилище

Строительство нового хранилища ТРО под Железногорском ведется уже многие годы. Первоначально планировалось перерабатывать отходы на заводе РТ-2, но его строительство было приостановлено в 1989 году из-за сильного противодействия на местном уровне и проблем с финансированием. Предложение пароходству разместить ТРО в регионе может, таким образом, рассматриваться в качестве нового способа получения финансирования под завершение строительства нового хранилища, которое послужит для иных целей, нежели размещение отходов, которые образовывались бы в результате переработки. Пока неизвестно, получили ли подобные предложения и другие предприятия в России, имеющие проблемы с временным хранением РАО.

787b6a7ed7fe887b0ec8dec81768f905.jpeg

РАО с суммарной активностью 700 миллионов Кюри

Ядерный комплекс в Железногорске (бывший Красноярск-26) был построен в начале 50-х и стал третьим секретным городом в Советском Союзе, где производилось ядерное оружие. Сегодня в эксплуатации остался лишь один реактор для производства плутония. Отходы от производства плутония помещаются в геологические образования на глубине 190-475 метров в могильнике «Северный» в 20 км к северу от Железногорска. Здесь также размещено около 4.5 миллионов кубометров жидких РАО со старого перерабатывающего завода суммарной активностью 700 миллионов Ки (26 000 ТБк). Новое хранилище, куда ММП возможно будет отправлять свои отходы, расположено на западном берегу реки Енисей. Под рекой уже построен транспортный тоннель.