News

Эл Гор: Мы вступили в «период последствий», но еще не поздно

Опубликовано: 26/06/2008

Автор: Галина Рагузина

На днях в Калининграде состоялся просмотр фильма «Неудобная правда», снятого в 2006 году по книге бывшего вице-президента США Альберта Гора «Неудобная правда. Глобальное потепление. Как остановить планетарную катастрофу». В главных ролях – Эл Гор и глобальное изменение климата. Полуторачасовое визуальное воплощение многолетних попыток Гора заставить мировое сообщество осознать — и отреагировать на — реальность климатической катастрофы, которая ему начала открываться еще в студенчестве. Это действительно должен знать и видеть каждый.

На моих детей, которые честно и напряженно старались вникнуть в каждое слово и картинку, особенное впечатление произвели анимационные фрагменты: про полярного медведя, вынужденного преодолеть сотни километров прежде скованного льдом водного пространства, чтобы найти льдину, которая расколется от попыток на нее взобраться… про заглянувший на Землю солнечный лучик, которого не выпустили обратно и убили злые парниковые газы: «Очень скоро Земля становится набитой солнечными лучиками, их разлагающиеся трупики нагревают нашу атмосферу».

Мне же оставалось лишь сидеть и наблюдать, как с лица Земли исчезают ледниковые шапки и лесные покровы, и завидовать Гумилеву, который еще мог мечтать о неведомом жирафе, бродящем у озера Чад, — при виде спутниковых фотографий разных лет, свидетельствующих о его почти полном высыхании, ни о чем таком уже не помечтаешь…

Совсем не обязательно, впрочем, ехать в Антарктиду или карабкаться на Килиманджаро, чтобы свидетельствовать изменение климата. Почетный гость кинопросмотра со-председатель группы «Экозащита» Александра Королева рассказала о том, как в 1993 году калининградским ботаником Галиной Кученевой было сделана ценнейшая для ученого находка: методика и результаты дендрологического исследования «Ход весны», в котором сто лет тому назад было фиксировано время цветения растений на территории Пруссии, начиная от расцветающего первым орешника и заканчивая почти уже летней липой. И выяснилось — сто лет спустя орешник зацветает на месяц раньше.

…Чуть отдающая киношной американщиной сентиментальность аналогии между страхом потерять попавшего под машину ребенка и страхом потерять планету Земля — маленький и единственный дом человечества во Вселенной — не отменяет всей правоты и актуальности этой аналогии. Возможно, именно так к человеку приходит понимание своей миссии… К тому, к кому вообще приходит.

В 2007 году фильм стал обладателем премии «Оскар» в категории «лучший документальный фильм», Эл Гор — лауреатом Нобелевской премии мира, а слова «неудобная правда» превратились в устойчивый фразеологизм. «Деятельное участие (Гора), отраженное в его политической активности, лекциях, фильмах и книгах, активизировало борьбу с изменениями климата. Возможно, он один сделал больше, чем все остальные, чтобы люди во всем мире осознали необходимость срочного принятия мер», — таково мнение Нобелевского комитета.

Мы можем справиться с климатическим кризисом
Под таким лозунгом в апреле созданный Гором «Альянс в защиту климата» начал масштабную медиакампанию «Мы» (We) с целью убедить американцев поддержать радикальные меры по сокращению выбросов парниковых газов. Рассчитанная на три года кампания с бюджетом в 300 миллионов долларов станет одной из самых дорогих и амбициозных кампаний в области социальной рекламы в истории США.

Причиной для запуска кампании стало, по словам Гора, фактическое бездействие властей для предотвращения климатического кризиса. «Я пробовал все, что возможно. Единственный способ решить этот кризис — изменить отношение общества к нему, — сказал Гор в интервью Washington Post по этому поводу. — Алгоритм прост: конечно, важно заменить обычные лампочки на энергосберегающие, однако еще важнее изменить законы. Имеющиеся у цивилизации шансы избежать кризиса начинают ускользать от нас. Путь к спасению лежит через Вашингтон».

В первом ролике кампании, появившемся в популярных американских телешоу и сети Интернет 2 апреля, решение климатической проблемы приравнивается к значимым событиям в истории США: «Мы не ждали, пока кто-нибудь другой высадится в Нормандии. Мы не ждали, пока кто-нибудь другой отправит человека на Луну. Мы не ждали, пока кто-нибудь другой гарантирует нам гражданские права. И мы не можем ждать, пока кто-нибудь другой решит проблемы климата. Мы должны действовать, и действовать сейчас».

Следующей пиар-идеей кампании стал «Невероятный альянс»: «Абсолютные противоположности. Но вот они, вместе, сидят рядом на диване. Их объединила борьба с изменением климата. Скажите нам, какая пара знаменитостей могла бы вдохновить остальных американцев на то, чтобы забыть о разногласиях ради решения климатической проблемы. Кто эти два политика, спортсмена, актера или бизнесмена, две диаметральные противоположности, которые заставили бы людей подумать: «Если они смогли договориться об этом, то и остальные смогут», — предлагает сайт кампании.

В финансирование кампании Гор вложил немало личных средств, в том числе все доходы от фильма и книги «Неудобная правда», свою зарплату в совместной фирме Kleiner Perkins Caulfield & Byers и несколько международных наград, в том числе свою долю Нобелевской премии мира — общей сложностью более 2,7 миллиона долларов.

Гор также намерен вложить в кампанию доходы от своей следующей книги по изменению климата, а кинокомпания «Парамаунт» пообещала 5 процентов прибыли от оскароносного фильма. Еще часть средств была собрана во время концертов Live Earth, состоявшихся 7 июля в семи странах мира: США, Южной Африке, Бразилии, Великобритании, Китае, Австралии и Японии и участии мировых звезд поп- и рок-музыки. В частности в лондонском концерте принимали участие Мадонна, Red Hot Chili Peppers и Duran Duran; в американском — Бон Джови, Роджер Уотерс и Smashing Pumpkins.

Для того чтобы овладеть умами американских граждан и власть имущих, кампания намерена задействовать 10 миллионов волонтеров. Для сравнения — антивоенное движение 60-х годов привлекло под свои знамена вдвое меньше активистов.

Между тем некоторые эксперты, в том числе президент научной организации «Центр американского прогресса» Джон Подеста, полагают, что инициатива способна «породить движение, но не резкие перемены, которые необходимы». «Для этого нужен президент», — цитирует Подесту Washington Post.

Поиск внутреннего врага
Сон смерти не помеха, как говорят в моей семье, однако на каждого убежденного деятеля всегда найдется немало убежденных критиков. Не минует чаша сия и Гора. Например, едва было объявлено о получении политиком Нобелевской премии, как нашлись желающие уличить его в несоответствии декларируемым принципам и лицемерии. Некоммерческая организация Центр политических исследований штата Теннеси обвинила Гора в неумеренной трате энергии, разместив на своем сайте информацию о том, что дом Гора в Нэшвиле (с восемью ванными комнатами, с придыханием уточнили исследователи) потребляет в 20 раз больше электричества, чем средний американский дом.

Тогда Гор установил в своем жилище солнечные батареи, геотермальную систему, стал использовать энергосберегающие лампочки и изолировал окна и канализацию. Тем не менее, сегодня неугомонные тенессийские товарищи распространили сообщение о том, что энергопотребление в доме Гора увеличилось на 10 с лишним процентов, в то время как личное состояние нобелевского лауреата выросло примерно на 100 миллионов долларов — в основном за счет публичных выступлений и инвестиций, связанных с изменением климата. По мнению склочных исследователей, Гор использует климатическую проблему как «возможность заработать» и получить популярность. Между тем представители Гора утверждают, что в действительности благодаря переоборудованию, завершившемуся в ноябре, коммунальные расходы экс-вице-президента сократились на 40 процентов, сообщает газета The Tennessean.

В минувшем апреле Гора обвинила в лицемерии другая организация — PETA («Люди за этичное отношение к животным»). Защитники прав животных начали целую кампанию против политика на том основании, что промышленное животноводство является одной из основных причин парникового эффекта и решением проблемы изменения климата мог бы стать переход на вегетарианскую диету, а Гор не отказывается от мяса и других не призывает.

Поистине, не так страшен черт, как его малютки, занятые малопродуктивным поиском врага с упорством, достойным лучшего применения. От этой принципиальной критики попахивает принципиальной … завистью. Давайте лучше все будем сирыми и убогими, тем более что некоторые, например президент Лиги консервативных избирателей Джин Карпински, выражают в прессе надежду на то, что «кампания «Мы» преуспеет тем, где это не удавалось традиционным экологическим группам».

«Неудобная правда» — два года спустя
А мистер Гор между тем подумывает о римейке «Неудобной правды». «Положение вещей не улучшилось с тех пор, как мы сделали фильм в 2006 году. Однако обеспокоенность ситуацией стала сильнее, ведь ученые сказали, что у нас есть всего десять лет, чтобы как-то сдержать повышение мирового уровня океанов. Льды, покрывающие Северный полюс, таят и в некоторых местах могут совсем исчезнуть в течение пяти лет», — сказал он в интервью газете The Sun в апреле.

Работа над вторым документальным фильмом, на который, увы, действительно вполне хватило бы материала, пока не начинались, сообщает Фильм.Ру. Между тем, весной 2009 года выйдет в свет новая книга Гора «Тропа к выживанию» (The Path to Survival), которая станет книжным сиквелом к его опубликованной ранее «Неудобной правде». А в знаменитом театре La Scala поставят одноименную оперу, премьера которой ожидается в 2011 году, передает Associated Press.

На русском языке «Неудобная правда», в которой научные данные и предостережения, описания меняющихся природных условий и учащающихся катаклизмов чередуются с эпизодами из биографии Гора, показывающими, как он пришел к пониманию того, что глобальное потепление — уже не политический вопрос, а «моральный выбор», стоящий перед цивилизацией, выпущена издательством «Амфора» в прошлом году.

Отрывки из документального фильма «Неудобная правда» выдержали «невероятное количество просмотров» — полтора миллиарда — на сайте YouTubе, куда они были выложены без разрешения владельцев авторских прав. Об этом говорится в иске на миллиард долларов против сайта, повторно поданном в апреле медиа-гигантом Viacom, который владеет, среди прочего, киностудией «Парамаунт Пикчерс», где был сделан фильм. Владелец YouTubе компания Google, в свою очередь, утверждает, что суд на сайтом угрожает свободе слова в интернете. Что ж, это действительно должен видеть каждый.